Меню

Закономерность числового ряда инструкция



Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования. Испытуемым предлагают письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения задания фиксируется.

6)29, 28, 26, 23, 19, 14

9)21, 18, 16, 15, 12, 10

Обработка и интерпретация результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Ключ к методике «Логические закономерности».

Предъявленные ряды Правильные ответы
2, 3, 4, 5, 6, 7 8;9
6, 9, 12, 15, 18, 21 24;27
1, 2, 4, 8, 16, 32 64;128
4, 5, 8, 9, 12, 13 16;17
19, 16, 14, 11, 9, 6 4;1
29, 28, 26, 23, 19, 14 8;1
16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25;0,125
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49;64
21, 18, 16, 15, 12, 10 9;6
3, 6, 8, 16, 18, 36 38;76

Оценка результатов производится с помощью таблицы.

Оценки результатов по методике Липпмана.

Время выполнения задания (мин, с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 с- 4 мин. 30 с Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 с- 9 мин 50 с Средняя норма
4 мин 35 с- 9 мин 50 с 2-3 3- Низкая норма
10 мин.- 15 мин. 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10 мин.- 15 мин. 0- 3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин. Более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы либо высокое переутомление

6)29, 28, 26, 23, 19, 14

9)21, 18, 16, 15, 12, 10

Методика «Сложные аналогии».

Диагностическая цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» — часть и целое, «Малина – ягода» — определение, «Море – океан» — различаются в количественном отношении, и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава – роман» — 1).

Инструкция: На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 буков, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Образец». Вы должны во- первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблице «Образец». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Обработка и анализ результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

Источник

Какого числа не хватает? 10 интересных заданий на поиск закономерностей

С помощью арифметических действий выясните, чем нужно заменить вопросительные знаки.

Показать ответ Скрыть ответ

9. Цифры в столбцах складываются в трёхзначные числа, каждое из которых является кубом чисел 7, 8, 9. 7 3 = 343; 8 3 = 512; 9 3 = 729.

Показать ответ Скрыть ответ

1. Сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях равна 15. Значит, вместо знака вопроса нужно подставить 15 − (9 + 5) = 1.

Показать ответ Скрыть ответ

9. Число в нижнем ряду равно 456 − 7 = 449.

Показать ответ Скрыть ответ

3. Число, расположенное на вершине каждого треугольника, — это среднее арифметическое двух чисел, расположенных в его основании.

Читайте также:  Выберите правильное оформление заголовка должностной инструкции

Показать ответ Скрыть ответ

9. Чтобы найти число в центре треугольника, нужно от левого числа в его основании отнять число в его вершине, а потом прибавить правое число в его основании. 6 − 4 + 8 = 10; 3 − 2 + 7 = 8; 6 − 2 + 5 = 9.

Показать ответ Скрыть ответ

18. Сумма двух чисел в основании равна числу на вершине. Значит, в нижнем левом треугольнике не хватает числа 21 − 3 = 18.

Показать ответ Скрыть ответ

22. Продвигаясь слева направо, складываем 3 и 6, потом отнимаем 4. Повторяем для каждой пары. 11 + 15 − 4 = 21.

Показать ответ Скрыть ответ

7. Нижний ряд чисел получается суммированием верхнего и среднего и прибавлением 2. 4 + 1 + 2 = 7.

Показать ответ Скрыть ответ

13. Если рассматривать круги с числами, начиная с левого верхнего и перемещаясь по часовой стрелке, можно заметить, что в первом круге числа увеличиваются на 2, начиная с числа 7, во втором круге — на 3, начиная с числа 4, в третьем — на 4, начиная с числа 1, в четвёртом — на 5, начиная с числа 6. Значит, в третьем круге не хватает числа 9 + 4 = 13.

Показать ответ Скрыть ответ

4. Чтобы найти числа, расположенные в левом нижнем сегменте каждого круга, нужно сложить числа двух верхних сегментов. Например: 7 + 2 = 9. Чтобы найти числа, расположенные в нижнем правом сегменте каждого круга, нужно вычесть числа двух верхних сегментов. Например: 7 − 2 = 5. Значит, в правом нижнем кругу не хватает 11 − 7 = 4.

Сколько заданий решили? Делитесь в комментариях!

Источник

Методика числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания

Методика закономерности числового ряда — это тестирование, которое позволяет определить способности человека к устному счету, логическому мышлению и математическим вычислениям. Диагностика основана на установлении закономерности расположения чисел в ряду и подборе одного или нескольких чисел, которые должны логически продолжить последовательность.

Методика числовых рядов впервые была опубликована в «Альманахе психологических тестов», Москва, 1995 год. Существует две версии теста: для детей и для взрослых.

Детская версия методики числовых рядов

Поясняющий комментарий к тесту: «Прочитайте последовательность чисел и в оставшиеся свободными клетки впишите такие два числа, что логически продолжают этот ряд». Работа должна быть выполнена за 8 минут.

  • Пример 1: 6, 93, 10, 93, 14, 93, 18 (Каждое число «А» из пары «А, 93» больше предыдущего на четыре единицы).
  • Пример 2: 20, 70, 120, 170, 220, 270 (Каждое число больше предыдущего на 50).
  • Пример 3: 83, 72, 61, 50, 39, 28 (Каждое число ряда меньше предыдущего на 11).
  • Пример 4: 31, 31, 38, 38, 45, 45 (Числа в паре «А, А» равны и каждая пара больше предыдущей на семь).
  • №1 86 83 80 77 74 71 * *;
  • №2. 41 51 61 71 * *;
  • №3. 26 26 34 34 42 42 * *;
  • №4. 16 8 19 20 8 23 * *;
  • №5 8 10 16 10 32 10 * *;
  • №6 64 19 63 19 62 19 * *;
  • №7 14 5 18 5 22 5 * *;
  • №8 11 52 93 134 175 216 * *;
  • №9 99 93 87 81 75 69 * *;
  • №10 31 17 32 33 17 34 * *;
  • №11 27 35 43 51 59 67 * *;
  • №12 16 16 32 32 64 64 * *;
  • №13 17 5 15 16 5 14 * *;
  • №14 12 3 16 14 3 18 * *;
  • №15 17 6 18 17 10 18 * *;
  • №16 31 30 35 34 39 38 * *;
  • №17 15 17 14 18 13 19 * *;
  • №18 36 36 47 47 58 58 * *;
  • №19 54 9 65 9 76 9 * *.

Взрослая версия методики числовых рядов

Поясняющее замечание: «Перед вами 7 последовательностей чисел. Вам нужно найти закономерность, согласно которой был написан этот ряд, и вписать в него числа, которых не хватает». Время, отведенное на прохождение теста, — 5 минут.

  1. 31 24 25 24 30 18 — — 11;
  2. 6 12 20 30 — — 72 90;
  3. 19 21 18 22 17 23 — -;
  4. 40 30 60 50 100 — — 170;
  5. 5 14 9 6 11 5 12 — 6;
  6. 11 14 28 31 62 65 — — 266;
  7. 41 36 30 23 — -.
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7
14, 13 42, 56 16, 24 90, 180 18 130, 133 15, 6

Нормальный результат для взрослого человека — от трех верных ответов.

Результаты

Критерии оценивания детского теста методики числовых рядов:

  • 16-20 — отличный результат. Математический аппарат ребенка развивается очень хорошо.
  • 13-15 — результат хороший. Развитие идет нормально, но вам есть куда стремиться.
  • 12-10 — средний уровень. Придется приложить некоторое количество усилий, чтобы добиться успехов в математике.
  • 9-6 — удовлетворительный (ниже среднего). Проверьте, все ли хорошо со здоровьем вашего ребенка. Если ребенок отстает по многим показателям мышления, то это серьезный повод для беспокойства.

Расшифровка результатов взрослого теста: если человек не может решить подобные задания, то это значит, что он не может найти спрятанные закономерности в цифровом материале и/или не способен их использовать, из чего следует, что его математическое мышление и логика развиты очень слабо.

Продуктивность запоминания

Методика также используется в качестве проверки слуховой памяти.

Итак, методика числовых рядов для слуховой памяти и расчет продуктивности запоминания. Последовательность действий при работе с тестом (возможно, что понадобится напарник):

  1. Ведущий (напарник) читает первый ряд чисел с интервалом в четыре секунды. Через десять секунд испытуемый прописывает на бумагу по памяти числа, которые запомнил.
  2. Аналогично прорабатываете оставшиеся числовые ряды. Числа должны быть зачеркнуты, если их воспроизведение неправильное по порядку или величине. Пропустить несколько чисел из ряда – не ошибка. Последовательность, содержащая пять чисел, как правило, зачитывается после того, как испытуемому предъявят материал единожды.
  3. Высчитываете продуктивность запоминания по формуле: продуктивность запоминания = количество названных правильно чисел — количество ошибок.
  • Первый ряд: 46 53 63;
  • Второй ряд: 79 51 48 25;
  • Третий ряд: 41 67 38 24 52;
  • Четвертый ряд: 84 23 38 91 56 78;
  • Пятый ряд: 32 54 26 41 69 51 37;
  • Шестой ряд: 29 17 82 19 65 39 24 63;
  • Седьмой ряд: 28 39 41 69 35 83 51 43 70;
  • Восьмой ряд: 31 29 83 52 67 74 91 12 84 46.

В этой статье были разобраны способы применения методики числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания слуховой памяти.

Источник

МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

Методика оценивает логический аспект мышления. Необходимо найти закономерности построения восьми числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения 5 мин.

Инструкция: «Перед вами семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы 5 мин».

Числовые ряды.

1) 24 21 19 18 15 13 = = 7

2) 1 4 9 16 = = 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 = =

4) 1 3 6 8 16 18 36 =

5) 7 16 9 5 21 16 9 = 1

6) 2 4 8 10 20 22 = = 92 94

Ключ: 1) 12 9; 2) 25 36; 3) 13 20; 4) 38; 5) 13; 6) 44 46; 7) 10 4.

Оценка ответов производится по числу правильно написанных чисел. Норма старшего подростка 3 ряда и более.

Читайте также:  Инструкция для микро 104к

МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

С ее помощью выявляется способность находить логические связи и отношения между понятиями.

Испытуемому показывают первую задачу и предлагают по аналогии лошадь – жеребенок подобрать к слову корова одно из предъявленных пяти слов – пастбище, рога, молоко, теленок, бык. После того как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.

Материал к методике «Простые аналогии»

Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения.

Испытуемому называются два слова и просят сказать, что общего между ними и чем они отличают друг от друга. При этом нужно стимулировать испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Чем еще они отличаются друг от друга?». Дается примерный список слов для сравнения. Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий. Во‑первых, даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, корова – лошадь). Во‑вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, ворона – рыба). Третья группа задач еще сложнее – это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, всадник – лошадь). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Анализ результатов. Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете выделенных в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более 20 черт, средний – 10–15 черт, низкий – менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве: черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно‑действенное и нагляднообразное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно‑логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории. Он всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую‑то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 2244 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник