Меню

Председатель избирательной комиссии инструкция



3. Функции председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии

3.1. Председатель участковой комиссии:

  • объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, присутствующим в помещении для голосования (членам вышестоящих избирательных комиссий, работникам их аппаратов, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам), пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). В случае проведения досрочного голосования предъявляет указанным лицам опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно;
  • производит осмотр территории избирательного участка совместно с сотрудником правоохранительных органов в целях контроля за соблюдением мер безопасности, норм законодательства в части размещения агитационных материалов;
  • следит за порядком в помещении для голосования;
  • передает членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям;
  • приглашает избирателей приступить к голосованию;
  • передает соответствующую информацию в ТИК по телефону незамедлительно после открытия помещения для голосования;
  • координирует действия членов УИК с правом решающего голоса при проведении голосования, а также при подсчете голосов;
  • в течение дня голосования информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время, кроме этого, при необходимости передает другие сведения о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации;
  • после передачи в территориальную избирательную комиссию сведений об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время доводит указанные данные до сведения наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении участковой комиссии;
  • поздравляет впервые голосующих избирателей и разъясняет им порядок голосования;
  • взаимодействует с наблюдателями, представителями средств массовой информации и иными лицами, присутствующими в помещении для голосования в день голосования и при подсчете голосов избирателей;
  • периодически информирует, разъясняет и объявляет присутствующим действия участковой избирательной комиссии согласно закону, в том числе:
  • объявляет о проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования; выдает и принимает по актам избирательные бюллетени при проведении голосования вне помещения для голосования;
  • объявляет об истечении времени голосования по истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) и о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования;
  • объявляет о последовательности дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса по организации процедуры подсчета голосов избирателей;
  • при проведении региональных и (или) федеральных выборов информирует присутствующих об особенностях использования специальных знаков (марок) в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки.

3.2. Заместитель председателя участковой комиссии:

  • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции;
  • обеспечивает условия для беспрепятственной реализации инвалидами своих избирательных прав;
  • осуществляет контроль за работой технических средств подсчета голосов и установленных веб-камер;
  • в течение всего дня голосования проводит осмотр территории избирательного участка и непосредственно здания, в котором размещен избирательный участок, на наличие стрелок-указателей, вывески, на отсутствие агитационных визуальных материалов и проведения агитации;
  • периодически, в течении всего дня, проводит осмотр кабин для голосования на предмет наличия в них шариковых ручек и отсутствия посторонних предметов;
  • регистрирует поступившие в участковую избирательную комиссию жалобы, заявления граждан о нарушениях избирательных прав и иные обращения;
  • организует и проводит голосование вне помещения для голосования;
  • составляет список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей;
  • обеспечивает сохранность избирательной документации и подготовку ее к передаче в территориальную избирательную комиссию.

3.3. Секретарь участковой комиссии:

  • в отсутствие председателя, заместителя председателя участковой избирательной комиссии исполняет их полномочия;
  • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение работы участковой комиссии;
  • своевременно передает подготовленные, необходимые формы избирательных документов председателю комиссии (акты, ведомости, реестры, протоколы, списки и т.п.);
  • осуществляет работу с вкладным листом списка избирателей (голосование избирателей по открепительным удостоверениям, пропущенных в списке и т.п.);
  • осуществляет хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования;
  • оформляет принятие решения, протоколы заседаний участковой комиссии;
  • осуществляет регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования до 14 часов;
  • заносит данные в увеличенную форму протокола участковой комиссии;
  • производит заполнение первого, второго экземпляра протокола участковой комиссии;
  • готовит документы, прилагаемые к первому, второму экземпляру протоколов участковой комиссии;
  • координирует действия членов участковой комиссии по упаковке избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и т.п.;
  • совместно с председателем комиссии доставляет первый и второй экземпляр протокола комиссии с приложенными к нему документами в территориальную комиссию, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать участковой комиссии.

Источник

Статья 28. Организация деятельности комиссий

1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

3. Комиссия, действующая на постоянной основе, а также участковая комиссия, сформированная в соответствии с пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Читайте также:  Лего майнкрафт 21167 инструкция

4. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

5. Председатель избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:

а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса.

5.1. Председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная комиссия муниципального района не образована, — на основе предложения территориальной комиссии. В случае отсутствия такого предложения председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложений членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса.

6. Если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктами 4, 5 и 5.1 настоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

7. Председатель окружной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением вышестоящей комиссии. Председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной комиссии.

8. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

9. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

10. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

11. Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

12. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

13. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.

14. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

15. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

16. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

17. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

18. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации являются федеральными государственными служащими. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей государственной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности государственной или муниципальной службы работников аппаратов комиссий устанавливается соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов комиссий.

Читайте также:  Нотта инструкция для детей до года

19. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.

Источник

Последние новости

Председатель

Председатель участковой избирательной комиссии назначается вышестоящей избирательной комиссией в момент формирования УИК.

Председателем участковой избирательной комиссии не может быть близкий родственник кандидата в депутаты и/или на выборную должность, его супруг (супруга), а также лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата.

Первое заседание УИК собирает председатель участковой избирательной комиссии. На первом заседании тайным голосованием выбирают заместителя председателя и секретаря.

Права и обязанности председателя участковой избирательной комиссии

Кроме общих прав и обязанностей членов УИК с правом решающего голоса председатель участковой избирательной комиссии осуществляет следующие действия:

  • общее руководство комиссией;
  • планирует работу комиссии;
  • определяет повестку дня и даты заседания комиссии;
  • председательствует на заседаниях комиссии;
  • подписывает протоколы заседания комиссии и принятые решения;
  • рассматривает поступающие в комиссию распоряжения и директивные указания вышестоящей комиссии, обращения, заявления, жалобы, принимает решения, а при необходимости выносит на заседание комиссии;
  • несет ответственность за соблюдение сроков, установленных календарным планом подготовки и проведения выборов.

В день голосования

В день голосования председатель участковой избирательной комиссии обязан:

  • в 8.00 объявить помещение для голосования открытым;
  • предъявить к осмотру всем присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования и опечатать их;
  • предъявить всем присутствующим для визуального ознакомления список избирателей и раздать регистрационные книги членам участковой избирательной комиссии;
  • выдать членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени по ведомости;
  • пригласить избирателей приступить к голосованию;
  • передать в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию сообщение об открытии помещения для голосования и в течение дня обеспечить передачу информации об участии избирателей в выборах.

Председатель участковой избирательной комиссии должен следить за порядком в помещении для голосования в течение всего времени работы участковой избирательной комиссии.

В 20.00 председатель участковой избирательной комиссии должен объявить, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, а затем объявить об окончании голосования

Подсчет голосов

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

  • подсчитать и погасить неиспользованные избирательные бюллетени;
  • подсчитать число испорченных и погашенных избирательных бюллетеней в ходе голосования;
  • огласить число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа испорченных избирательных бюллетеней при проведении голосования, и занести его в строку 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

Председатель участковой избирательной комиссии обязан визуально ознакомить всех присутствующих в помещении для голосования с погашенными избирательными бюллетенями.

Председатель участковой избирательной комиссии, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в протоколы об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией.

Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом:

  • председатель участковой избирательной комиссии оглашает данные;
  • заместитель председателя заносит эти данные в увеличенные формы протоколов об итогах голосования;
  • секретарь заносит эти данные непосредственно в протоколы об итогах голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии оглашает итоговые данные, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии.

После окончания подсчета голосов и составления итоговых протоколов председатель участковой избирательной комиссии проводит итоговое заседание УИК.

После чего вся документация передается в вышестоящую избирательную комиссию.

Источник

Особенности правового статуса Центральной избирательной комиссии РФ

Аннотация. Статья посвящена анализу правового статуса ЦИК РФ как особого специализированного органа. Автор подчеркивает исключительную компетенцию данной комиссии, рассматривая ее полномочия на основе федерального законодательства и специального Регламента. Также внимание уделено взаимодействию ЦИК и избирательных комиссий субъектов РФ по вопросам, входящих в их компетенцию.

В России к настоящему времени сложилась четко закрепленная, строго регламентированная система разделения властей, существующая на конституционном уровне. Каждый орган власти, группа таких органов, выполняют строго определенные функции (законотворчество, исполнение законов, правосудие, надзор и т.п.), однако, наряду с ними существуют и такие органы, которые не вписываются в традиционную трехзвенную структуру разделения властей. Одним из таких обособленных органов, которому посвящена данная статья, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Указанная комиссия не принадлежит ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отметим, что многие государства, кроме РФ также имеют подобную структуру строения власти.

Что касается правового статуса данного органа, то он определен в статье 21 ФЗ от 12 июня 2002 г. [1]. Стоит подчеркнуть, что в Конституции РФ отсутствует специальный раздел, в котором бы регламентировалось правовое положение ЦИК и в целом вся избирательная система. Исходя из норм федерального законодательства, данная комиссия является специализированным органом, задача которого заключается в организации процесса выборов, референдумов и т.д. Особо следует обратить внимание на то, что ЦИК имеет исключительные полномочия в данной сфере, которые не могут быть переданы ни одному органу.

Читайте также:  Как делать фенечку инструкция

Основа действия ЦИК – постоянная, комиссия формируется на пятилетний срок. Статья 21 вышеупомянутого ФЗ закрепляет ее полномочия. Они состоят в следующем:

1) Контроль соблюдения избирательных прав;
2) Занимается организацией выборов, развитием избирательной системы, повышением правовой грамотности избирателей и прочей организационной деятельностью;
3) Занимается рассмотрением жалоб на действия комиссий низшего звена, разрешая их по существу.

Некоторые полномочия – производны, так как они обеспечивают соблюдение прав, которые устанавливают порядок проведения выборов. Так, в полномочиях ЦИК – организация нормативов, которые должны выполняться в отношении оборудования для голосования – кабины, ящики. Также это – организация порядка по выступлению кандидатов, финансовое обеспечение выборов, всякого рода помощь комиссиям и т.п. Но определенные полномочия рассматриваемого нами органа – особенны. Таковыми, например, является право на рассмотрение жалоб, связанных с нарушением избирательных прав.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, можно говорить о своеобразной иерархии, однако здесь есть определенные условности. Так комиссии, действующие в субъектах, не являются какими-либо подразделениями ЦИК, они организационно самостоятельны. Но комиссии субъектов и ЦИК могут взаимодействовать по ряду вопросов. Так, в совместном их ведении находится учет избирателей, участников референдума, формирование регистра, проверка отчетов о расходовании средств политическими партиями, источников их поступления, контролируют принадлежащее партиям имущество. По результатам проведения таких проверок комиссии информируют об этом граждан.

В ст. 21 названного выше ФЗ закреплено, что ЦИК вправе толковать избирательные НПА, однако данная компетенция имеет некоторые ограничения. Так, указанная статья в части 14 предусматривает право ЦИК РФ на дачу заключений по вопросу соответствия законов и иных НПА субъектов вышеназванному ФЗ, иным ФЗ, регулирующим избирательный процесс. Оцениваются только НПА субъекта на соответствие федеральным правилам, а решение принимается ЦИК коллегиально, но никак не единолично. Но стоит отметить, что такое заключение будет необязательным для представительного органа субъекта: оно будет чисто консультативным[2]. Это позволяет говорить о высокой вероятности судебного обжалования такого решения в суде. В данном случае вполне справедлива позиция В.В. Вискуловой, которая утверждает, что замечания и предложения ЦИК обладают рекомендательным характером, не имея какой-либо нормативности, однако это обстоятельство никак не умаляет доктринального значения актов, издаваемых ЦИК РФ в законодательной сфере [3].

Помимо вышеназванных полномочий, ЦИК РФ наделена правом издания инструкций, касающихся применения названного выше ФЗ. Но данные инструкции – обязательны для исполнения. Подобные полномочия дают основания некоторым авторам утверждать о наличии в нашем государстве института делегированного нормотворчества [4].

Основная форма, в которой осуществляет свою деятельность ЦИК РФ – это заседания, созываемые Председателем, либо его заместителем (по поручению Председателя). Но созыв может также состояться, если его потребуют не менее, чем 5 членов комиссии (одна треть). Само заседание будет действительным при условии присутствия на нем не менее, чем 2/3 участников, которые наделены правом решающего голоса.

Если тот или иной вопрос относится к ее компетенции, комиссия может его решить, однако исключительные вопросы для решения ЦИК закреплены в статье 31 Регламента. К таким вопросам относятся:

— назначение и освобождение от должности Председателя ЦИК, его заместителя и секретаря;
— предлагать кандидатов для комиссий субъектов;
— регистрация кандидатов;
— подавать в суд заявления об отмене регистрации кандидатов, ее аннулирование;
— вносить предложения по проектам ФЗ и ФКЗ;
— решать финансово-организационные вопросы, связанные с выборами, референдумом РФ, определять их результаты;
— утверждать текст и форму избирательных документов, устанавливая степень их защиты;
— регистрировать избирательные блоки;
— отменять решения нижестоящих комиссий (п. 10 ст. 21 названного ранее ФЗ);
— утверждение плана своей работы;
— распределение обязанностей между членами ЦИК;
— утверждение инструкций, иных НПА, право принимать обращения;
— принятие Регламента, его изменение, дополнение.

Также в указанной статье упомянут ряд обязанностей, связанных с расформированием комиссий (в судебном порядке), Аппаратом ЦИК и Контрольно-ревизионной службе при Комиссии.[6]

Отметим, что вышеприведенный список – не исчерпывающий и может быть дополнен рядом иных вопросов, которые входят в компетенцию ЦИК, устанавливаемую ФКЗ и ФЗ. Регламентом в ст. 43 части 2 установлены наиболее важные вопросы, принятие решений по которым происходит большинством голосов (не менее 8-ми), иные вопросы могут решаться не менее, чем 6-ю голосами. Решающий голос — за Председателем комиссии, в случае равного количества «за» и «против». Кроме того, у любого члена комиссии, не согласного с вынесенным ее решением, есть право на особое мнение, которое обязательно должно быть отражено в протоколе заседания. Особое мнение должно быть выражено в письменной форме, прилагается к решению Комиссии, а также подлежит обнародованию.

Таким образом, рассмотрев правовой статус ЦИК РФ, мы уточним, что данный орган является специализированным, обособленным. Его наиболее яркая особенность – исключительность, так как полномочия ЦИК не могут быть делегированы ни одному из властных органов, представляющих традиционные три ветви. Помимо данной особенности, ЦИК как орган избирательного права, также не находится в иерархии с аналогичными органами в субъектах РФ: данные комиссии не являются подразделениями ЦИК, закон устанавливает лишь их взаимодействие. Полагаем, что было бы верным расширить полномочия ЦИК в сфере законотворчества, с целью эффективного развития избирательного законодательства и процесса в РФ.

Источник