Инструкция высшего образования ссср

Содержание
  1. МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР ПРИКАЗ от 11 января 1961 г. N 9 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ЗАПОЛНЕНИЯ И ВЫДАЧИ ДИПЛОМОВ ЛИЦАМ, ОКОНЧИВШИМ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СССР
  2. ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ЗАПОЛНЕНИЯ И ВЫДАЧИ ДИПЛОМОВ ЛИЦАМ, ОКОНЧИВШИМ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СССР
  3. РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
  4. Система образования в СССР — безукоризненные плюсы и маленькая ложка дегтя
  5. Инструкция высшего образования ссср
  6. ИНСТРУКЦИЯ о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР
  7. Приказ Минвуза СССР от 14 октября 1960 г. N 533 «Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
  8. С изменениями и дополнениями от:
  9. ГАРАНТ:
  10. С изменениями и дополнениями от:
  11. Информация об изменениях:
  12. Информация об изменениях:

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ПРИКАЗ от 11 января 1961 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ЗАПОЛНЕНИЯ И ВЫДАЧИ ДИПЛОМОВ ЛИЦАМ, ОКОНЧИВШИМ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СССР

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР.

2. Считать утратившими силу:

а) Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР, утвержденную Министерством высшего образования СССР от 12 октября 1951 г. N Д-147;

б) разъяснение ВКВШ при СНК СССР от 13 января 1938 г. N Д-10-2 «О порядке выдачи дипломов (свидетельств) лицам, окончившим вузы до 1932 г.»;

в) разъяснение ВКВШ при СНК СССР от 22 октября 1939 г. N юр-11 «О порядке выдачи дипломов (свидетельств) лицам, окончившим вузы с 1933 г. по 1 сентября 1936 г.».

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ЗАПОЛНЕНИЯ И ВЫДАЧИ ДИПЛОМОВ ЛИЦАМ, ОКОНЧИВШИМ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СССР

1. Образец диплома, утвержденный Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 6 апреля 1960 г. N 198, выдается лицам, окончившим высшие учебные заведения, начиная с 1960/61 учебного года.

К выдаче этих дипломов высшие учебные заведения приступают по использовании всех бланков дипломов образца, утвержденного Приказом Министра высшего образования СССР от 9 августа 1951 г. N 1357, за исключением лиц, обучавшихся до окончания вуза в двух или более вузах, которым выдаются дипломы нового образца по мере поступления этих дипломов в вузы.

2. Дипломы (дубликаты диплома) образца, установленного Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 6 апреля 1960 г. N 198, могут выдаваться также лицам, окончившим высшие учебные заведения после 1 сентября 1936 года, но своевременно их не получившим, а также утратившим их, при наличии в архиве высшего учебного заведения всех зачетных данных и протоколов Государственных экзаменационных комиссий.

Диплом или дубликат диплома подписывается председателем Государственной экзаменационной комиссии, действующей в год выдачи документа.

На дубликате диплома в заголовке под словом «диплом» пишется слово «дубликат».

В том случае, когда всех зачетных данных, а также протоколов государственных экзаменационных комиссий об окончании вуза данным лицом в архиве высшего учебного заведения не сохранилось, но данные о факте окончания подтверждаются другими документами (приказом о выпуске молодых специалистов, книгой выдачи дипломов, списком окончивших и т.п.), высшее учебное заведение, а в случае ликвидации вуза министерство (ведомство), в ведении которого находятся однотипные высшие учебные заведения, вместо диплома выдают удостоверение в соответствии с Приказом Министра высшего образования СССР от 7 марта 1953 г. N 57-АФ.

3. Лицам, окончившим высшие учебные заведения до 1 сентября 1936 г. и не получившим дипломов, свидетельств или других документов об окончании вуза, а также утратившим их, высшее учебное заведение, которое они окончили, а в случае ликвидации вуза министерство (ведомство), в ведении которого находятся однотипные высшие учебные заведения, выдают при наличии в архиве высшего учебного заведения или в государственных архивах данных о факте окончания высшего учебного заведения вместо диплома удостоверение в соответствии с Приказом Министра высшего образования СССР от 7 марта 1953 г. N 57-АФ.

4. Диплом представляет собой книжку размером 11 x 16 см, изготовленную из ледерина синего цвета согласно образцу, на лицевой стороне которой выштампованы рельефно: сверху — Государственный герб СССР, внизу — слово «диплом».

Текст на внутренней стороне книжки печатается на плотной гербовой бумаге, имеющей на середине правой и левой стороны Герб СССР.

На левой стороне листа печатается текст на языке республики, на территории которой находится высшее учебное заведение, а на правой — текст на русском языке.

Для высших учебных заведений, находящихся на территории РСФСР, гербовый лист бумаги наклеен лишь на правой внутренней стороне книжки, и текст печатается на русском языке. Левая внутренняя сторона книжки остается чистой.

Типографским способом напечатан следующий текст: сверху — «диплом» черной краской, под ним N.

Настоящий диплом выдан _______________________________________

в том, что он(а) в 19__ г. поступил(а) в _________________________

и в 19__ г. окончил(а) полный курс _______________________________

по специальности _________________________________________________

Решением Государственной экзаменационной комиссии от

«__» _________ 19__ г. ___________________________________________

присвоена квалификация ___________________________________________

Председатель Государственной экзаменационной

М.П. комиссии _________________________ (подпись)

Ректор (директор) ________________ (подпись)

Секретарь ________________________ (подпись)

город _______________________ «__» ____________ 19__ г.

Регистрационный N ____________

Примечания: а) для вузов, во главе которых стоит начальник, вместо слов «ректор (директор)» печатается «начальник»;

б) для дипломов с отличием под словом «диплом» печатается красной краской слово «с отличием».

5. Заполнение бланков дипломов производится высшим учебным заведением в строгом соответствии с утвержденным текстом, от руки, каллиграфическим почерком, черной тушью.

6. Бланк диплома заполняется следующим образом:

а) после слов «Настоящий диплом выдан» пишется полностью фамилия, имя, отчество окончившего высшее учебное заведение;

б) после указания года поступления в учебное заведение пишется полное наименование высшего учебного заведения, в которое поступал окончивший, причем для обучавшихся в двух и более учебных заведениях указывается полное наименование того высшего учебного заведения, в которое окончивший поступил в начале обучения;

в) далее указывается год окончания высшего учебного заведения и после слов «полный курс» вписывается: для обучавшихся в одном высшем учебном заведении в зависимости от наименования учебного заведения слова «названного университета», «названного института» или «названной академии», «названной консерватории» и т.д.; для обучавшихся в двух и более учебных заведениях — полное наименование высшего учебного заведения, которое студент оканчивает;

г) после слов «по специальности» пишется полное наименование специальности, по которой обучался окончивший учебное заведение, в точном соответствии с учебным планом; специализация в дипломах не пишется, а указывается в выписке из зачетной ведомости;

д) после слов «Решением Государственной экзаменационной комиссии» указывается число, месяц и год постановления Государственной экзаменационной комиссии согласно протоколу заседания, после чего пишутся фамилия и инициалы окончившего;

е) после слов «присвоена квалификация» пишется наименование квалификации, которая присуждена окончившему, в полном соответствии с учебным планом;

ж) диплом подписывается председателем Государственной экзаменационной комиссии, директором (ректором, начальником) высшего учебного заведения и секретарем вуза (лицом, ведающим выдачей дипломов);

з) ниже подписей пишется наименование города, в котором находится высшее учебное заведение, число, месяц и год выдачи диплома, а также регистрационный номер диплома по книге регистрации выдаваемых дипломов;

и) с левой стороны на отведенном месте ставится гербовая печать высшего учебного заведения.

7. Лица, окончившие заочные или вечерние учебные заведения (факультеты и отделения), получают диплом на общих основаниях без указания на заочное или вечернее обучение.

8. Дипломы с отличием выдаются:

1) окончившим высшие учебные заведения после 1 сентября 1936 г. до 1 сентября 1938 г. и имеющим 75% отличных оценок по сданным предметам учебного плана, причем отметка «хорошо» по дисциплинам, сданным студентом до 23 июня 1936 г., приравнивается к отметке «отлично», и сдавшим государственные экзамены или защитившим дипломные проекты на «отлично»;

2) окончившим высшие учебные заведения после 1 сентября 1938 г. до 1 сентября 1954 г., если они во время обучения до 1 сентября 1938 г. имеют 75% отличных оценок, а за время обучения после 1 сентября 1938 г. до 1 сентября 1954 г. имеют 100% отличных и хороших оценок и сдали государственные экзамены или защитили дипломный проект на «отлично»;

3) окончившим высшие учебные заведения после 1 сентября 1954 г., если они имеют не менее 75% оценок «отлично» и остальные «хорошо» и защитили дипломные проекты или сдали государственные экзамены на «отлично»;

4) окончившим высшие учебные заведения после 1 января 1971 г., если они сдали экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам — с оценкой «хорошо», и защитившим дипломный проект (работу) или сдавшим государственные экзамены с оценкой «отлично», а также проявившим себя в научной и общественной работе.

9. Вместе с дипломом окончившим высшие учебные заведения выдается выписка из зачетной ведомости (форма прилагается).

В выписку из зачетной ведомости записываются наименования учебных заведений, в которых обучался окончивший, с указанием сроков обучения в каждом из них; наименование специальности и специализации в точном соответствии с учебным планом; перечень пройденных дисциплин и полученных по ним оценок; тема выполненного дипломного проекта или сданных на государственных экзаменах предметов и полученных оценок; перечень производственных и учебных практик и производственной работы с указанием наименования и разряда полученной квалификации.

Выписки из зачетной ведомости печатаются на пишущей машинке высшим учебным заведением, подписываются директором (ректором, начальником) вуза, деканом и секретарем факультета. Ниже подписей пишется наименование города, в котором находится учебное заведение, число, месяц и год выдачи выписки и регистрационный номер, которые должны соответствовать дате и регистрационному номеру диплома.

С левой стороны выписки на установленном месте ставится гербовая печать высшего учебного заведения.

Бланк выписки из зачетной ведомости может быть отпечатан вузом в типографии.

Если квалификация окончившему высшее учебное заведение была присвоена на основании сдачи государственных экзаменов, то после перечня выполненных практик записывается: «Сдал (сдала) государственные экзамены по предметам», после чего следует полное наименование предметов, вынесенных на государственные экзамены согласно учебному плану, с оценками, полученными окончившим на государственных экзаменах.

В выписке из зачетной ведомости указывается, что она является приложением к диплому и без диплома недействительна.

10. Диплом, дубликат диплома или удостоверение выдается лично владельцу по предъявлении паспорта, или по доверенности, оформленной в установленном порядке, или высылается по почте ценным пакетом с обратной распиской.

11. Копии выдаваемых дипломов и выписок из зачетных ведомостей, напечатанные на машинке на плотной бумаге в одном экземпляре, удостоверенные директором (ректором, начальником) высшего учебного заведения, подлежат постоянному хранению в личном деле окончившего.

Директор (ректор, начальник) высшего учебного заведения несет ответственность за полную сохранность личных дел окончивших учебное заведение.

12. Для регистрации выдаваемых дипломов в каждом высшем учебном заведении заводится специальная книга, в которую заносятся следующие данные:

а) номер диплома;

б) порядковый регистрационный номер;

в) дата выдачи диплома;

г) фамилия, имя и отчество лица, получившего диплом;

д) наименование специальности;

е) присвоенная квалификация;

ж) дата и номер протокола Государственной экзаменационной комиссии;

з) подпись директора (ректора, начальника) учебного заведения, выдающего диплом;

и) расписка лица, получившего диплом.

Примечание. Книга для регистрации выданных дипломов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у директора (ректора, начальника) учебного заведения.

13. Испорченные при заполнении бланки дипломов подлежат уничтожению, для чего создается комиссия под председательством директора (ректора, начальника) высшего учебного заведения, в которую должны входить представители учебной части и бухгалтерии. Комиссия составляет акт в 2 экземплярах. В акте указываются количество и номера уничтожаемых бланков дипломов с отличием, без отличия и на каких языках напечатаны бланки. Количество указывается прописью. Номера испорченных бланков вырезаются и наклеиваются на отдельный лист бумаги, который прилагается к экземпляру акта для хранения в высшем учебном заведении. Второй экземпляр акта высылается в министерство (комитет) высшего и среднего специального образования союзной республики, ГУУЗ (УУЗ) министерства (ведомства) по подчиненности.

14. Дипломы печатаются централизованно через Министерство высшего и среднего специального образования СССР в Гознаке по заявкам министерств высшего и среднего специального (народного) образования союзных республик, ГУУЗов, УУЗов (ОУЗов) министерств и ведомств, в ведении которых находятся высшие учебные заведения. Нумерацию бланков дипломов устанавливает Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Высшие учебные заведения ежегодно представляют заявки на необходимое количество бланков дипломов в министерства высшего и среднего специального (народного) образования союзных республик, ГУУЗы, УУЗы (ОУЗы) министерств и ведомств по подчиненности в сроки, ими установленные.

Министерства высшего и среднего специального (народного) образования союзных республик, ГУУЗы, УУЗы (ОУЗы) министерств и ведомств представляют заявки на бланки дипломов в Хозяйственный отдел Министерства высшего и среднего специального образования СССР ежегодно к 1 сентября с указанием количества бланков с отличием и без отличия по каждому учебному заведению, адресов учебных заведений и сроков поставки бланков.

15. Бланки дипломов хранятся в высших учебных заведениях, а также в министерствах и ведомствах как бланки строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

Образцы заполненных дипломов и выписок из зачетных ведомостей прилагаются.

Источник

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР

Советская система образования, как и до 1917 года, базируется вновь на трёх уровнях: среднее школьное образование (в том числе неполное или непосредственно рабочее профессиональное) образование; среднее специальное профессиональное образование, — это ссузы (техникумы); высшее (на базе полного среднего или среднего специального образования) — институты и университеты.

Были проведены мероприятия по преобразованию советской системы высшего образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, а 4 июля 1918 года все вузы были объявлены государственными учебными заведениями.

3 июля 1918 года в Наркомпросе было проведено совещание по реформе высшей школы, собравшее около 400 делегатов от студентов, профессорско-преподавательского состава и других работников вузов, были приняты важные решения — принцип бесплатности получения высшего образования и демократизация состава студенчества, его пролетаризация [ .

2 августа 1918 года на основании материалов этого совещания Советом народных комиссаров был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Этим документом всем трудящимся предоставлялось право поступления в любой вуз независимо от предыдущего образования. В число слушателей любого вуза мог поступить любой человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и пола без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. Плата за обучение в вузах отменялась. Данные правила начали применяться с момента подписания декрета

Вместе с декретом было принято постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. При складывании конкурсной ситуации при приеме в вузы преимуществом пользовались студенты из рабочих и бедных крестьян, которым при поступлении выплачивалась повышенная стипендия.

Нагрудный знак выпускника университета СССР Большое внимание советское правительство уделяло созданию новых вузов. В 1918—1919 годах были созданы десятки новых учебных заведений — прежде всего в крупных промышленных центрах и союзных республиках. Так были созданы Уральский, Азербайджанский, Белорусский, Нижегородский, Воронежский, Ереванский, Среднеазиатский университеты и другие вузы. Университеты активно стали готовить преподавателей для вновь открываемых технических учебных заведений.
Одной из практических мер для активного получения трудящимися высшего образования стала организация подготовительных курсов для рабочих и крестьян, желающих поступить в вузы. На базе этих курсов в 1920 году были созданы рабочие факультеты (рабфаки). На рабфаке принимались слушатели из пролетариата и крестьянства, достигшие 16 лет, с целью дать им достаточный запас знаний для успешного поступления и обучения в вузе по необходимым советскому правительству специальностям. Поступление на рабфаки осуществлялись по рекомендации профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, исполнительных комитетов и иных органов власти Плакат Алексея Радакова 1920 год

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение во втузах продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях.

В 1923 году в вузах была введена и сохранялась до 1950-х годов плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах.

В 1929 г. студентам технических специальностей было разрешено учиться заочно. Перечень таких специальностей был определен Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном обучении», а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов.

В 1930 году вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу, на основе факультетов крупных вузов создавались отраслевые институты. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии наук.

Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936—1938 годах проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий, создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 года, а в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Т.о., система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась.

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет КПСС и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

…этот комплекс для Московского университета, и не в 10—12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием… Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах. В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения ] .

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1958 году в СССР уже было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония .

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45).

Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.

В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ 1990-х годов.

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

XXI век характеризуется интеграционными процессами в образовании. В России создан Национальный фонд подготовки кадров, на который в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ возложены функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией, подписанной министрами образования 29 европейских государств в 1999 году. Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М.Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией в сентябре 2003 года, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы болонского процесса. Это означает, что Россия получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов бакалавриат — магистратура), введения еди(ных или легко поддающихся

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков [49] .

С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования:

· подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции [49] .

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

Этот закон несколько разрешил образовательным организациям создавать на базе промышленных предприятий свои кафедры. в 2013—2016 годах в России только один «корпоративный университет» воспользовался этим правом и стал давать высшее образование — Технический университет УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область) . Его создание было профинансировано тремя сторонами: Уральской горно-металлургической компанией, Уральским федеральным университетом им. Б. Н. Ельцина и правительством Свердловской области

Источник

Система образования в СССР — безукоризненные плюсы и маленькая ложка дегтя

До сих пор нет единого мнения о том, действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире. Кто-то с уверенностью соглашается, а кто-то говорит о губительном воздействии идеологических принципов. Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным, а такого количества Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад, сколько их насчитывалось ежегодно в советское время, не было до сих пор. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественнонаучным дисциплинам. И всё эти достижения возникали несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее чем в западных странах практически на целый век.
Плюсы и достижения

Известный педагог-новатор Виктор Шаталов говорил: «В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим».

Плюсов действительно было много. Не будем говорить о массовости и доступности школьной ступени образования: сегодня этот принцип сохраняется. Поговорим о качестве обучения: это достояние советского прошлого любят сравнивать с качеством обучения в современном обществе.

Фундаментальность и разносторонность знаний

Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика — изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.

Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.

Наличие стимула и вовлеченности в учебный процесс

Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учебе, многие старшеклассники не ощущают ответственности за собственное будущее. В советское время создать мотивацию удавалось благодаря взаимодействию нескольких факторов:

• Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.

• Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов. Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система патернализма воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.

• Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков.

• Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению.

• Наличие бесплатных факультативных занятий. В советской школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.

• Материальная поддержка студентов – стипендии составляли почти треть от средней заработной платы страны.

Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

Требования к педагогам и уважение к профессии

Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно ровняться. Быть учителем считалось почетно.

Для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие ВУЗы и имевшие внутреннее призвание обучать детей.

Такая ситуация сохранялась до 1970-х годов. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими. Но ближе к «перестройке» ситуация стала меняться. Снижению авторитета личности учителя способствовало развитие капиталистических отношений. Установка на материальные ценности, которые теперь стали достижимыми, сделали профессию педагога малоприбыльной и непрестижной, что повлекло за собой нивелирование истинной ценности школьных отметок.

Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:

• энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов;

• наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям;

• уважение к учительскому труду и институту школы в целом.

Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить некоторые недостатки. Можно сказать, что они являются чем-то вроде кирпичика, который мы, спустя много лет, могли бы добавить в храм науки, выстроенный великой страной.

Недостатки, или чего не хватало в советской школе

Не будем затрагивать проблему обилия идеологии и подчинения ей гуманитарных наук. Критиковать сегодня идеологическую систему того времени – все равно что подвергать критике историю своей страны. Давайте рассмотрим некоторые недостатки, которые смогут послужить нам бесценным опытом.

Поговорим об недостатках, которых можно было избежать и ранее:

• Упор на теорию, а не на практику. Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью. Тем не менее, недостаток практического опыта не помешал воспитать великих конструкторов, инженеров.

• Низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год. Советские школьники после 6 лет изучения иностранного так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.

• Отсутствие доступа к зарубежной литературе. Железный занавес создал ситуацию, при которой ссылаться на зарубежных ученых в студенческих и ученых работах стало не только стыдно, но и опасно. Недостаток свежей струи информации породил некоторую консервацию методов обучения. В связи с этим в 1992 году, когда западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации.

• Отсутствие домашнего образования и экстерната. Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.

Но как бы мы ни старались сегодня отыскать «ложку дегтя» в советской системе образования, ее достоинства остаются очевидным. Возможно, настанет время, и мы вернемся к опыту СССР, освоив его положительные стороны с учетом современных требований общества.

Источник

Инструкция высшего образования ссср

от 11 января 1961 года N 9

(с изменениями на 13 января 1999 года)

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР.

2. Считать утратившими силу:

а) Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим высшие учебные заведения СССР, утвержденную Министерством высшего образования СССР от 12 октября 1951 года N Д-147;

б) разъяснение ВКВШ при СНК СССР от 13 января 1938 года N Д-10-2 «О порядке выдачи дипломов (свидетельств) лицам, окончившим вузы до 1932 года»;

в) разъяснение ВКВШ при СНК СССР от 22 октября 1939 года N юр-11 «О порядке выдачи дипломов (свидетельств) лицам, окончившим вузы с 1933 года по 1 сентября 1936 года».

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам,
окончившим высшие учебные заведения СССР

(с изменениями на 4 июня 1996 года)

____________________________________________________________________
Не действует в Российской Федерации с 1 мая 1999 года —
приказ Минобразования России от 13 января 1999 года N 46 . —
См. предыдущую редакцию.
___________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник

Приказ Минвуза СССР от 14 октября 1960 г. N 533 «Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Минвуза СССР от 14 октября 1960 г. N 533
«Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР»

С изменениями и дополнениями от:

17 сентября 1970 г.

ГАРАНТ:

Приказом Госкомобразования СССР от 4 июля 1990 г. N 462 настоящий приказ признан утратившим силу с 4 июля 1990 г.

1 Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР.

2. Считать утратившей силу Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР, утвержденную Министерством высшего образования СССР 30 ноября 1951 г.

Заместитель министра
высшего и среднего специального
образования СССР

Инструкция
о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов лицам, окончившим средние специальные учебные заведения Союза ССР

С изменениями и дополнениями от:

17 сентября 1970 г.

1. Образец диплома, утвержденного приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 28 мая 1960 г. N 321, представляет собой книжку размером 16х11 см. Образец диплома без отличия изготовлен из ледерина синего цвета, образец диплома с отличием — из ледерина цвета «бордо». На лицевой стороне выштампованы рельефно: сверху — государственный герб СССР, ниже — слово «диплом».

Текст на внутренней стороне книжки печатается на плотной гербовой бумаге с изображением на правой и левой стороне герба СССР.

На левой стороне листа печатается текст на языке республики, на территории которой находится среднее специальное учебное заведение, а на правой — текст на русском языке.

Для техникумов, училищ и школ, находящихся на территории РСФСР, гербовый лист бумаги наклеен лишь на правой внутренней стороне книжки, и текст печатается на русском языке. Левая внутренняя сторона книжки остается чистой.

Типографским способом напечатан следующий текст: сверху — «диплом» черной краской, под ним N .

Примечание. Для дипломов с отличием под словом «диплом» печатается красной краской слово «с отличием».

2. Заполнение бланков дипломов производится средним специальным учебным заведением в строгом соответствии с утвержденным текстом, от руки, каллиграфическим почерком, черной тушью.

3. Бланк диплома заполняется в соответствии с приложениями NN 1 и 2 следующим образом:

а) после слов «Настоящий диплом выдан» пишется полностью фамилия, имя и отчество окончившего;

б) после указания года поступления в учебное заведение пишется полное наименование среднего специального учебного заведения; для обучавшихся в двух и более учебных заведениях указывается полное наименование того среднего специального учебного заведения, в которое окончивший поступил в начале обучения;

в) указывается год окончания среднего специального учебного заведения и после слов «полный курс» вписывается: для обучавшихся в одном среднем специальном учебном заведении в зависимости от наименования учебного заведения слова — «названного техникума», «названного училища» или «названной школы»; для обучавшихся в двух и более учебных заведениях — полное наименование среднего специального учебного заведения, которое учащийся оканчивает;

г) после слов «по специальности» пишется полное наименование специальности, по которой обучался окончивший учебное заведение, в точном соответствии с учебным планом; специализация в дипломах не указывается (по специальностям, которые имеют специализации, наименование специализации указывается в выписке из семестровых и экзаменационных ведомостей — приложение N 6;

д) после слов «Решением Государственной квалификационной комиссии от» указывается дата решения Государственной квалификационной комиссии согласно протоколу заседания;

е) после даты решения Государственной квалификационной комиссии пишется фамилия и инициалы окончившего;

ж) после слов «присвоена квалификация» пишется наименование квалификации, присвоенной окончившему, в полном соответствии с учебным планом;

з) диплом подписывается председателем Государственной квалификационной комиссии, директором (начальником) среднего специального учебного заведения и секретарем;

и) ниже подписей пишется наименование города, в котором находится учебное заведение, дата выдачи диплома, а также регистрационный номер по книге регистрации выдаваемых дипломов;

к) с левой стороны на отведенном месте ставится гербовая печать среднего специального учебного заведения, кроме учебных заведений Центросоюза, Центрального Совета спортивных обществ и организаций СССР, в которых допускается круглая печать.

4. Вместе с дипломом лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, выдается выписка из семестровых и экзаменационных ведомостей.

В выписку из семестровых и экзаменационных ведомостей записывается: наименование учебного заведения, а также министерства, ведомства или совнархоза, в ведении которого оно находится; наименование специальности и специализации в точном соответствии с учебным планом; перечень пройденных предметов и полученных по ним оценок; результаты квалификационных испытаний по присвоению рабочих профессий с указанием наименования и разряда квалификации рабочего, а также тема выполненного дипломного проекта или сданных на государственных экзаменах предметов и полученных оценок.

Бланки выписки из семестровых и экзаменационных ведомостей печатаются типографским способом или на пишущей машинке по форме согласно приложениям N 3, N 4, N 5, N 6 и заполняются от руки чернилами, подписываются заместителем директора по учебной части и секретарем.

Ниже подписи заместителя директора по учебной части пишется наименование города, в котором находится учебное заведение. Дата выдачи и номер должны соответствовать дате и регистрационному номеру диплома.

Левее подписи заместителя директора по учебной части ставится на отведенном месте гербовая печать среднего специального учебного заведения, кроме учебных заведений Центросоюза, Центрального совета спортивных обществ и организаций СССР, в которых допускается круглая печать.

Если квалификация окончившему среднее специальное учебное заведение была присвоена на основании сдачи государственных экзаменов, то после перечня изученных предметов записывается:

«Сдал (или сдала) Государственные экзамены по предметам», после чего следует полное наименование предметов, вынесенных на государственные экзамены, согласно учебному плану, с оценками, полученными окончившим на государственных экзаменах (см. приложение N 4)

5. В тех случаях, когда окончивший данное среднее специальное учебное заведение обучался в двух и более средних специальных учебных заведениях, в выписке из семестровых и экзаменационных ведомостей указывается время обучения и полное наименование учебных заведений, в которых обучался учащийся, и наименование министерств, ведомств или совнархозов, в ведении которых они находятся (см. приложение N 4).

6. В тех случаях, когда окончивший данное среднее специальное учебное заведение обучался в группе с сокращенным сроком обучения на базе средней школы, форма выписки из семестровых и экзаменационных ведомостей соответствует образцу, приведенному в приложении N 5.

7. Лица, имеющие оценки «5» не менее чем по 75% предметов и по поведению и оценки «4» по остальным предметам, предусмотренным учебным планом, защитившие дипломный проект или сдавшие государственные экзамены с оценкой «5», получают диплом с отличием.

8. Лицам, своевременно не получившим диплом об окончании среднего специального учебного заведения или утратившим его, выдается соответствующий документ согласно «Инструкции о порядке восстановления документов об окончании средних специальных учебных заведений», утвержденной приказом по Министерству культуры СССР от 1 июля 1953 г. N 1179, и разъяснению Министерства высшего образования СССР от 5 мая 1954 года N Т-11-19/1272.

Примечание. На дубликате диплома в заголовке, над словом «диплом», вписывается слово «дубликат».

9. Диплом, а также дубликат, выдается лично владельцу по предъявлении паспорта или по доверенности, оформленной в установленном порядке, или высылается по почте ценным пакетом с обратной распиской.

10. Копии выдаваемых дипломов и выписок из семестровых и экзаменационных ведомостей, напечатанные на машинке на плотной бумаге в одном экземпляре, удостоверенные директором (начальником) среднего специального учебного заведения, подлежат постоянному хранению в личном деле окончившего.

Директор (начальник) среднего специального учебного заведения несет ответственность за полную сохранность личных дел окончивших учебное заведение.

11. Лица, окончившие заочные или вечерние отделения средних специальных учебных заведений, получают диплом на общих основаниях без указания на заочное или вечернее обучение.

12. Для регистрации выдаваемых дипломов в каждом среднем, специальном учебном заведении вводится особая книга, в которую заносятся следующие данные: а) порядковый регистрационный номер, б) номер диплома, в) фамилия, имя и отчество лица, получившего диплом, г) наименование специальности, д) присвоенная квалификация, е) дата и номер протокола Государственной квалификационной комиссии, ж) дата выдачи диплома, з) подпись директора учебного заведения, выдающего диплом, и) расписка лица, получившего диплом, к) примечание.

Примечание. Книга для регистрации выданных дипломов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у директора учебного заведения.

13. Испорченные при заполнении бланки дипломов подлежат уничтожению, для чего создается комиссия под председательством директора (начальника) среднего специального учебного заведения, в которую должны входить представители учебной части и бухгалтерии. Комиссия составляет акт в 2 экземплярах. В акте указывается количество и номера уничтожаемых бланков дипломов, — с отличием, без отличия и на каких языках напечатаны бланки. Количество указывается прописью. Номера испорченных бланков вырезаются и наклеиваются на отдельный лист бумаги, который прилагается к экземпляру акта для хранения в среднем специальном учебном заведении. Второй экземпляр акта высылается в министерство (комитет) высшего и среднего специального образования союзной республики, УУЗ (ОУЗ) министерства (ведомства), совнархоза по подчиненности.

14. Дипломы образца, утвержденного приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 28 мая 1960 г. N 321, выдаются с 1 января 1961 года тем окончившим средние специальные учебные заведения, которые обучались до окончания в двух или более средних специальных учебных заведениях.

Обучавшимся же в одном среднем специальном учебном заведении и окончившим его бланки дипломов нового образца выдаются по использовании всех бланков дипломов, утвержденных приказом по Министерству высшего образования СССР от 27 сентября 1951 г. N 228-Т .

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен. — Приказ Минвуза СССР от 17 сентября 1970 г. N 632

15. Дипломы печатаются централизованно через Министерство высшего и среднего специального образования СССР в Гознаке по заявкам министерств высшего и среднего специального (народного) образования, УУЗов (ОУЗов) министерств и ведомств, в ведении которых находятся соответствующие учебные заведения. Нумерацию бланков дипломов устанавливает Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Средние специальные учебные заведения ежегодно представляют заявки на необходимое количество бланков дипломов в министерства высшего и среднего специального (народного) образования союзных республик, УУЗы (ОУЗы) министреств и ведомств по подчиненности, в сроки, ими установленные.

Министерства высшего и среднего специального (народного) образования союзных республик, УУЗы (ОУЗы) министерств и ведомств представляют заявки на бланки дипломов в Хозяйственный отдел Министерства высшего и среднего специального образования СССР ежегодно к 1 сентября с указанием количества бланков с отличием и без отличия по каждому учебному заведению, адресов учебных заведений и сроков поставки бланков.

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен. — Приказ Минвуза СССР от 17 сентября 1970 г. N 632

16. Бланки дипломов хранятся в средних специальных учебных заведениях, а также в министерствах и ведомствах как бланки строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

Настоящий диплом выдан Семеновой Ирине Александровне в том, что она в 1957 году поступила в Московский электромеханический техникум им. Л.Б. Краеина и в 1961 году окончила полный курс названного техникума по специальности «Электромашиностроение».

Решением Государственной квалификационной комиссии от 25 июня 1961 года Семеновой И.А. присвоена квалификация техника-электрика.

квалификационной комиссии (подпись)

Москва, 5 июля 1961 года.

Регистрационный N 0000

Настоящий диплом выдан Лебедеву Федору Петровичу в том, что он в 1957 году поступил в Казанский техникум легкой промышленности и в 1961 году окончил полный курс Киевского техникума легкой промышленности по специальности «Оборудование обувных фабрик».

Решением Государственной квалификационной комиссии от 20 июня 1961 года Лебедеву Ф.П. присвоена квалификация техника-механика.

квалификационной комиссии (подпись)

Киев, 10 июля 1961 года.

Регистрационный N 0000

ВЫПИСКА
из семестровых и экзаменационных ведомостей

К ДИПЛОМУ А N 000000
(без диплома недействительна)

Семенова Ирина Александровна за время обучения по специальности «Электромашиностроение» в Московском электромеханическом техникуме им. Л.Б. Красина Совета народного хозяйства Московского городского экономического административного района с 1957 года по 1961 год обнаружила следующие знания:

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector