Меню

Инструкция водителю экспедитору при перевозки груза



Составление должностной инструкции водителя-экспедитора

Должностная инструкция водителя-экспедитора

Должностная инструкция – это второй по значимости документ после трудового договора. Она определяет круг обязанностей любого работника, права и обязательства перед работодателем.

При составлении должностной инструкции для водителя-экспедитора необходимо быть особенно внимательным. На работников данной категории возлагается полная материальная ответственность не только за автомобиль. Они ответственны и за доставляемый груз.

В целом такая инструкция повторяет аналогичный документ для рядовых водителей, но имеет особенности. Их обязательно нужно учесть, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Поговорим более подробно о тех пунктах, которые стоит включить в должностные обязанности водителя-экспедитора.

Общие положения

В этом разделе необходимо указать:

Водители относятся к техническим исполнителям

  • к какой категории можно отнести работника (технических исполнителей);
  • как и кем осуществляется назначение на должность и освобождение от неё;
  • кому непосредственно подчиняется;
  • требования к уровню образования и стажу (устанавливаются сугубо по желанию работодателя;
  • наличие водительского удостоверения с открытыми категориями В, С либо Е).

Большинство работодателей в этом разделе указывают конкретные требования к стажу и образованию соискателя.

Водитель должен знать

Здесь нужно перечислить все знания, которыми необходимо обладать работнику:

  • доскональное знание правил дорожного движения и размеры штрафов за их нарушение;
  • знание всех технических составляющих автомобиля (принципы устройства механизмов, особенности эксплуатации, признаки неисправностей и т.д.);
  • сроки проведения плановых технических осмотров;
  • правила приёма и передачи грузов;
  • условия перевозки и хранения различных видов груза;
  • правила (нормы) трудового распорядка, требования техники безопасности, необходимые нормы охраны труда и др.

к содержанию ↑

Должностные обязанности

Функции сотрудника – самый объемный пункт. В нем прописано всё, что должен делать водитель-экспедитор, а именно:

Следить за состоянием авто входит в обязанности

  • следить за исправностью грузового автомобиля;
  • в случае поломки осуществлять ремонт своими силами;
  • поддерживать чистоту в салоне и грузовом отсеке;
  • осуществлять своевременную замену технических жидкостей: тосола, масла, стеклоочистительной жидкости;
  • своевременно заправлять автомобиль топливом;
  • проходить необходимое техническое обслуживание в установленные сроки;
  • регулярно проверять давление воздуха в шинах, при необходимости подкачивать их;
  • оставлять автомобиль только в гараже организации либо на платной стоянке;
  • на время стоянок/остановок закрывать все двери грузовика;
  • проходить перед каждым рейсом медицинский осмотр;
  • не употреблять алкогольные/наркотические вещества во время выполнения должностных обязанностей;
  • принимать и передавать грузы в соответствии с сопровождающей документацией (счет-фактурами, накладными);
  • проверять состояние груза при приёмке, перевозке и передаче;
  • осуществлять контроль за работой грузчиков при погрузке и разгрузке;
  • проверять, не повреждена ли упаковка;
  • обеспечивать надлежащую сохранность транспортируемого груза;
  • соблюдать оговоренные сроки доставки товара к месту назначения;
  • вести и заполнять путевые листы с указанием маршрута и расхода топлива;
  • быть доверенным лицом организации при приёме, транспортировке и передаче груза третьим лицам;
  • своевременно информировать своё руководство о нестандартных ситуациях (дорожно-транспортных происшествиях, поломках и т.д.).

Не лишним будет указать, что работник обязан выполнять также отдельные поручения руководства. Можно оговорить в инструкции участие водителя-экспедитора в погрузке-разгрузке товара в качестве грузчика.

Посмотрите видео о нововведениях в обязанности экспедиторов:

Права

Общий пункт, в котором прописаны стандартные права водителя. Он имеет право:

  • требовать от работодателя обеспечения условий, необходимых для выполнения трудовых обязанностей;
  • получать всю необходимую документацию и информацию о транспортируемом грузе;
  • вносить на рассмотрение своего руководителя рациональные рекомендации по улучшению своей работы;
  • в случае перевозки пассажиров водитель вправе требовать от последних выполнения всех правил безопасности (сажать и высаживать из автомобиля людей только в установленных местах, быть пристёгнутыми ремни безопасности);
  • принимать по необходимости решения в рамках своих полномочий.

к содержанию ↑

Ответственность

Главный пункт в инструкции. Водитель-экспедитор всегда материально ответственен за автомобиль, который он использует, и транспортируемый груз. Как правило, в данном документе указано, что он понесёт ответственность за:

  1. нанесенный им материальный ущерб;
  2. неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, оговоренных в инструкции;
  3. совершение водителем правонарушений во время выполнения им служебных обязанностей.

За неисполнение должностных обязанностей работодатель может уволить сотрудника по статье. Подробнее об этом читайте тут.

Обычно ответственность прописывается с такой формулировкой – «в пределах действующего в РФ гражданского, уголовного, административного и трудового законодательства». Делается это потому, что вина водителя определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

За машину предусмотрена ответственность

Возможно, он был нетрезв, нарушил условия или сроки транспортировки, не вызвал вовремя полицию, оставил автомобиль без присмотра. Вариантов может быть масса. В любом случае, меру ответственности водителя-экспедитора возможно определить лишь после досконального расследования.

Если в итоге выяснится, что вины водителя в причинении материального ущерба нет (авария произошла не по его вине, сроки и условия транспортировки были соблюдены, целостность упаковки товара не нарушена и т.д.), то и материальной ответственности он не понесёт. Спор о вине водителя и размере материального ущерба определяется в суде.

Образец должностной инструкции можно скачать здесь.

Должность водителя-экспедитора совмещает в себе две специальности и, соответственно, предусматривает вдвое больше обязательств. Именно поэтому при составлении должностной инструкции для такого специалиста нужно быть особенно внимательными.

В ней нужно отразить специфику деятельности предприятия-работодателя и чёткий перечень обязанностей работника. Претендент на эту должность должен понимать, какую работу ему предстоит выполнять. Это поможет в дальнейшем избежать разногласий и непонимания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Источник

Экспедитор по перевозке грузов: особенности профессии

Доставка груза только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.

Обязанности экспедитора по перевозке грузов

В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за перевозкой грузов и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.

Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и способов доставки груза. Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.

Задачи экспедитора

В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.

Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.

Требования к квалификации

Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.

Читайте также:  Овипол клио эстриол свечи инструкция

Должностные обязанности экспедитора

Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать оптимальные маршруты следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.

Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.

Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.

Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.

Общие положения

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;

Что делает экспедитор

  • знать адреса и реквизиты основных поставщиков, являющихся клиентами компании, а также адреса основных складов клиентов;
  • знать основные маршруты транспортировки грузов;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка экспедиторской компании;
  • в совершенстве знать формы документов, используемых при оформлении грузов;
  • знать нормы и правила ОТ/пожарной безопасности.

Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.

Нюансы работы экспедитора

Должностные обязанности экспедитора

Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:

  • приём товара со складов грузоотправителя, сверка количественных показателей с накладными и сопроводительными документами;
  • контроль за надлежащим санитарным состоянием автотранспортных средств, используемых для транспортировки груза;
  • проверка целостности товара, составление акта в случае выявления подобных нарушений;
  • проверка наличия такелажного инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасную транспортировку товара;
  • контроль за правильностью и соблюдением мер безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при укладке грузов на транспортное средство;
  • сопровождение перевозимого товара на всём протяжении маршрута до конечного пункта, обеспечение его сохранности во время транспортировки;
  • обеспечение надлежащего режима хранения товара при остановках, перевалке груза, при ожидании разгрузочных работ;
  • сдача доставленного товара грузополучателю, оформление приемо-сдаточных актов;
  • при выявлении недостачи или порчи части доставленного товара – участие в составлении/оформлении соответствующих актов;
  • участие в организации условий, обеспечивающих безаварийную доставку товара, при необходимости – ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий с участием ТС, занимающихся грузоперевозками в рамках договора с экспедиторской компанией. В случае наличия пострадавших в ДТП принятие мер по оказанию неотложной медицинской помощи, вызов представителей дорожно-транспортной полиции, аварийной службы, кареты скорой помощи;
  • оказание помощи заказчику в деле обеспечения максимально комфортных и безопасных условий трудовой деятельности водителей, незамедлительное информирование руководства о случаях нарушениях трудовой дисциплины, при возникновении производственных травм, в случае заболевания участников грузоперевозок, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, потенциально или реально угрожающих здоровью участникам грузоперевозок.

Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.

Как работает экспедитор

Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:

  • выполнение анализа заявки заказчика в части определения наилучших условий перевозки товара;
  • оказание консультационных/информационных услуг;
  • таможенная очистка партии товара;
  • оказание помощи при прохождении фитосанитарного (карантинного) контроля в случае перевозки соответствующих грузов;
  • оказание помощи в решение вопросов, связанных с фискальными органами;
  • декларирование груза;
  • разработка оптимального маршрута и схемы использования транспортных средств доставки для быстрейшей доставки перевозимого товара к месту назначения;
  • определение сроков выполнения перевозок;
  • решение вопросов по страхованию части или всей партии товара;
  • выполнение мероприятий по информационному сопровождению грузоперевозок;
  • формирование условий, порядка оплаты и тарифных ставок;
  • оказание помощи в складировании товара.

Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек

Оформление документов

Права транспортного экспедитора

Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:

  • ознакомление с проектами решений администрации и руководства компании, касающихся любых аспектов его деятельности;
  • внесение на рассмотрение компетентными структурами экспедиторской компании предложений, касающихся усовершенствования и оптимизации работ, имеющих отношение к выполнению работником штатных должностных обязанностей (ДО);
  • своевременное получение в полном объёме документов, данных и информации, требуемой в рамках выполнения экспедиторских ДО от руководителей отделов, подразделений и профильных специалистов;
  • привлечение к работе в рамках выполнения должностных экспедиторских обязанностей специалистов отделов и подразделений компании (если это входит в компетенцию специалиста в рамках действующих положений и документов о структурных подразделениях экспедиторской компании, если нет – с составлением письменного ходатайства с разрешения главы компании);
  • требование от администрации и руководства компании принятия мер по оказанию содействия экспедитору в рамках выполнения должностных инструкций водителя-экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов;
  • принятие участия во всех мероприятиях, связанных с принятием решений в сфере охраны труда (включая конференции, собрания и заседания трудового коллектива, организуемые профсоюзными организациями или представителями ТК).

Права транспортного экспедитора

Ответственность экспедитора по грузоперевозкам

Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:

  • за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
  • за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
  • за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
  • за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).

Ответственность экспедитора по грузоперевозкам

Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).

Источник

Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Читайте также:  Инструкция для torneo stella c 505m

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Источник

Должностные обязанности водителя экспедитора: образец

Общие положения

В этом разделе необходимо указать:

  • к какой категории можно отнести работника (технических исполнителей);
  • как и кем осуществляется назначение на должность и освобождение от неё;
  • кому непосредственно подчиняется;
  • требования к уровню образования и стажу (устанавливаются сугубо по желанию работодателя;
  • наличие водительского удостоверения с открытыми категориями В, С либо Е).

Большинство работодателей в этом разделе указывают конкретные требования к стажу и образованию соискателя.

Профстандарт

С 2021 года наниматели должны использовать профессиональные стандарты в части тех требований к квалификации сотрудников, которые установлены в Трудовом Кодексе и других правовых актах.

Должности «водитель-экспедитор» и требований к этой профессии не содержится в нормативных актах. Сейчас в изданных официальных актах присутствуют только характеристики для «Водителя автомобиля» и «Экспедитора».

Поскольку для должности «экспедитор» правовые акты не устанавливают требований к квалификации, сотрудникам соблюдать профстандарт необязательно. Работа «экспедитором» может являться для специалиста дополнительным заработком.

Водитель должен знать

Здесь нужно перечислить все знания, которыми необходимо обладать работнику:

  • доскональное знание правил дорожного движения и размеры штрафов за их нарушение;
  • знание всех технических составляющих автомобиля (принципы устройства механизмов, особенности эксплуатации, признаки неисправностей и т.д.);
  • сроки проведения плановых технических осмотров;
  • правила приёма и передачи грузов;
  • условия перевозки и хранения различных видов груза;
  • правила (нормы) трудового распорядка, требования техники безопасности, необходимые нормы охраны труда и др.

Должностные обязанности

Функции сотрудника – самый объемный пункт. В нем прописано всё, что должен делать водитель-экспедитор, а именно:

  • следить за исправностью грузового автомобиля;
  • в случае поломки осуществлять ремонт своими силами;
  • поддерживать чистоту в салоне и грузовом отсеке;
  • осуществлять своевременную замену технических жидкостей: тосола, масла, стеклоочистительной жидкости;
  • своевременно заправлять автомобиль топливом;
  • проходить необходимое техническое обслуживание в установленные сроки;
  • регулярно проверять давление воздуха в шинах, при необходимости подкачивать их;
  • оставлять автомобиль только в гараже организации либо на платной стоянке;
  • на время стоянок/остановок закрывать все двери грузовика;
  • проходить перед каждым рейсом медицинский осмотр;
  • не употреблять алкогольные/наркотические вещества во время выполнения должностных обязанностей;
  • принимать и передавать грузы в соответствии с сопровождающей документацией (счет-фактурами, накладными);
  • проверять состояние груза при приёмке, перевозке и передаче;
  • осуществлять контроль за работой грузчиков при погрузке и разгрузке;
  • проверять, не повреждена ли упаковка;
  • обеспечивать надлежащую сохранность транспортируемого груза;
  • соблюдать оговоренные сроки доставки товара к месту назначения;
  • вести и заполнять путевые листы с указанием маршрута и расхода топлива;
  • быть доверенным лицом организации при приёме, транспортировке и передаче груза третьим лицам;
  • своевременно информировать своё руководство о нестандартных ситуациях (дорожно-транспортных происшествиях, поломках и т.д.).
Читайте также:  Kipor kgt 510 инструкция

Не лишним будет указать, что работник обязан выполнять также отдельные поручения руководства. Можно оговорить в инструкции участие водителя-экспедитора в погрузке-разгрузке товара в качестве грузчика.

Посмотрите видео о нововведениях в обязанности экспедиторов:

Должностная инструкция водителя-экспедитора

УТВЕРЖДАЮ _____________________ _____________________ _____________________

Должностная инструкция № ___ водителя-экспедитора

г. ________________ «___» _____________ 20__ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность водителя-экспедитора.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается __________

по представлению
____________________________
.

1.3. На должность водителя-экспедитора назначается лицо, имеющее ________________________

образование, права категорий
________
, стаж вождения от
________
и опыт соответствующей работы не менее
________
.

1.4. Водитель-экспедитор в своей деятельности руководствуется:

– действующими нормативно-техническими документами; – уставом учреждения

, локальными нормативными актами
учреждения
; – настоящей должностной инструкцией.

1.5. Водитель-экспедитор должен знать:

– правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение; – основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение кнопок, рукояток и т. д.); – порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания; – правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии; – сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т. п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля; – признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; – условия перевозки и хранения экспедируемых грузов; – порядок приема и сдачи грузов; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Водитель-экспедитор подчиняется _____________________________________________

1.7. На время отсутствия водителя-экспедитора (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное __________________

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Принимает товар по качеству и количеству со склада.

2.2. При приеме товара проверяет:

– товарный вид и целостность упаковки всего принимаемого товара; – соответствие количества получаемого товара количеству, указанному в расходных документах; – надлежащее оформление расходных документов, наличие в них необходимых подписей и печатей, указания адреса и контактного лица; – наличие сертификатов и другой сопроводительной документации; – наличие доверенностей на получение денежных средств и (или) возвратов.

2.3. Знакомится с дополнительными требованиями, предъявляемыми к доставке, указанными в маршрутном листе, и обеспечивает выполнение этих требований.

2.4. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.

2.5. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

2.6. Доставляет товар получателю по указанному в расходной накладной адресу, сдает его по качеству и количеству, получает от представителя получателя отметку о принятии товара, которая содержит:

– подпись представителя получателя с указанием фамилии и должности; – подтверждение полномочий представителя: доверенность представителя, передаваемая водителю-экспедитору, либо печать торгующей организации на расходной накладной.

2.7. Проверяет соответствие наименования получателя в расходных документах и в отметке о приеме товара.

2.8. Удостоверяется в полномочиях лица, принимающего груз, а также обеспечивает оформление передачи груза надлежащим образом. Передает груз грузополучателю только на основании доверенности грузополучателя на получение груза или печати грузополучателя.

2.9. Несет ответственность за вверенный ему груз и обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, причиненный вследствие повреждения, порчи или утери груза, с момента передачи груза водителю-экспедитору и до момента передачи груза материально ответственному лицу грузополучателя. В случае нарушения водителем-экспедитором данного пункта инструкции и причинения ущерба в результате такого нарушения водитель-экспедитор возмещает учреждению причиненный ущерб в полном объеме.

2.10. В случае отказа получателя от принятия товара или при наличии претензий по качеству товара водитель-экспедитор делает соответствующую отметку получателя на расходной накладной.

2.11. Сдает расходные документы с отметкой об исполнении под соответствующую запись в _____________

не позднее следующего дня после доставки.

2.12. Получает на время работы мобильный телефон для обеспечения своевременной и оперативной связи с различными службами.

2.13. При невозможности доставки или сдачи товара водитель-экспедитор обязан незамедлительно сообщить о следующем:

– по указанному адресу отсутствует получатель; – у получателя отсутствуют денежные средства на оплату товара (если оплата должна быть произведена непосредственно при получении товара грузополучателем); – получатель отказывается от принятия товара по причинам несоответствия его требованиям, предъявляемым к качеству; – произошла поломка транспортного средства; – в иных случаях.

2.14. Предоставляет письменное объяснение причин невыполнения доставки заказа в случае неосуществления доставки товара.

2.15. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно __________________________

), своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

2.16. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем, в том числе:

– не оставляет автомобиль без присмотра; – в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона; – блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.

2.17. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.

2.18. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

2.19. Строго выполняет все распоряжения руководителя __________

и своего непосредственного руководителя.

3.1. Знакомиться с проектными решениями ___________

, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от ___________

оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Водитель-экспедитор несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, _________________________________

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся все работники, на которых распространяется действие этой инструкции, и ставят свою подпись.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом __________________________

________________________ ______________ _____________

С настоящей инструкцией ознакомлен.

Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Водитель-экспедитор ______________ _____________

Права

Общий пункт, в котором прописаны стандартные права водителя. Он имеет право:

  • требовать от работодателя обеспечения условий, необходимых для выполнения трудовых обязанностей;
  • получать всю необходимую документацию и информацию о транспортируемом грузе;
  • вносить на рассмотрение своего руководителя рациональные рекомендации по улучшению своей работы;
  • в случае перевозки пассажиров водитель вправе требовать от последних выполнения всех правил безопасности (сажать и высаживать из автомобиля людей только в установленных местах, быть пристёгнутыми ремни безопасности);
  • принимать по необходимости решения в рамках своих полномочий.

Обязанность экспедитора по перевозке грузов

Очевидно, что основной обязанностью водителя-экспедитора является безопасная и своевременная перевозка грузов, а для обеспечения сохранности вверенного ему груза обязан знать и понимать какие именно товарно-материальные ценности он перевозит на своём транспортном средстве. Такие данные позволят работнику обеспечить оптимальные условия погрузки и разгрузки грузов, которые он обязан транспортировать.

Экспедитор обязан оформить документы на груз, получить их и взять его под материальную ответственность на время перевозки от места погрузки до места назначения. До момента передачи перевозимого груза конечному получателю водитель-экспедитор непосредственно несет материальную ответственность за груз, даже если груз застрахован.

Источник