Инструкция обучению чему либо

Содержание
  1. Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля
  2. Шаг 1. Определите цели и задачи электронного курса
  3. Шаг 2. Проведите интервью с предметным экспертом
  4. Шаг 3. Напишите сценарий электронного курса
  5. Шаг 4. Оформите онлайн-курс
  6. Шаг 5. Создайте диалоговый тренажер
  7. Шаг 6. Создайте онлайн-тест
  8. Шаг 7. Создайте обучающее видео
  9. Шаг 8. Запустите пилотный проект
  10. Резюме
  11. Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов
  12. Зачем нужно уметь учиться
  13. Правильная технология любого обучения
  14. Польза образовательных учреждений
  15. Как научиться учиться: 20 советов
  16. 1. Заставляем мозг работать
  17. 2. Режим труда и отдыха
  18. 3. Кривая забывания
  19. 4. Выделение главного в памяти
  20. 5. Индивидуальный стиль обучения
  21. 6. Физическая активность
  22. 7. Пополнение запасов воды
  23. 8. Особое внимание мотивации
  24. 9. Подотчетность или партнерство
  25. 10. Основы тайм-менеджмента
  26. 11. Нет зубрежке
  27. 12. Организация занятия
  28. 13. Упрощайте
  29. 14. Передавайте знания другим
  30. 15. Старайтесь решать проблемы самостоятельно
  31. 16. Помощь сна в обучении
  32. 17. Тренируем мозг
  33. 18. Повторение с интервалами
  34. 19. Борьба с прокрастинацией
  35. 20. Постоянство
  36. Книги
  37. Заключение
  38. Личный опыт. Правила обучения чему угодно за 1 месяц или быстрее
  39. Главное правило самообучения
  40. Все остальные, дополняющие правила
  41. Полное руководство по обучению чему-либо за кратчайшие сроки
  42. Не колесо второй раз
  43. Измените конструкцию навыка
  44. Откажитесь от многозадачности
  45. Повторяйте
  46. Найдите мгновенную обратную связь
  47. Никогда не останавливайтесь

Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля

Вы планируете самостоятельно создавать электронные курсы или уже создаете, но в процессе возникает масса вопросов: с чего начать? как изучить аудиторию? как оформить курс? какие задания подготовить?

Пора разложить все по полочкам! Совместно с экспертами из сферы eLearning мы запускаем серию подробных уроков о том, как создать электронный курс при помощи редактора iSpring Suite.

В программе обучения:

  1. Определяем задачи курса и целевую аудиторию →
    Что узнаете: почему важно изучить целевую аудиторию и сформировать задачи будущего курса.
  2. Как работать с предметным экспертом →
    Что узнаете: для чего работать с предметными экспертами, как наладить взаимодействие, как правильно задавать вопросы.
  3. Как написать сценарий для тренингового курса →
    Что узнаете: какие бывают форматы сценария, для чего тренинговому курсу сторителлинг, что в составе хорошей истории и как написать качественный текст.
  4. Как оформить онлайн-курс: советы по визуальному дизайну →
    Что узнаете: принципы визуального дизайна, цвета, шрифты, баланс, контраст.
  5. Диалоговый тренажер: зачем нужен и как создать →
    Что узнаете:как создать сценарий ветвления, методики составления дерева диалога, практика работы с редактором диалогов iSpring TalkMaster.
  6. Что проверяет хороший тест →
    Что узнаете: как правильно составить вопросы, какие типы заданий бывают, когда лучше запускать тестирование, что проверяет хороший тест, практика работы с Quizmaker.
  7. Как создать качественный видеоурок в офисе или дома →
    Что узнаете: как выбрать оборудование, настроить освещение, работать в кадре, монтировать и синхронизировать видео со слайдами.
  8. Для чего нужен пилотный запуск курса →
    Что узнаете: для чего собирать фокус-группу, как получить обратную связь и отработать ошибки в курсе.

Для начала стоит ознакомиться с конструктором онлайн-курсов iSpring Suite .В нем можно легко создавать электронные обучающие материалы: курсы, тесты, видеолекции, тренажеры и скринкасты, а также собирать их из готовых блоков как конструктор. Его можно скачать бесплатно.

Чем отличается iSpring Suite от аналогов читайте в статье «Cравнение программ для создания курсов».

Шаг 1. Определите цели и задачи электронного курса

«Что сотрудник должен уметь делать после прохождения обучения?» — ответ на этот вопрос поможет правильно начать формирование целей и задач обучения, потому что простого «понимания» и «знания» определенной информации недостаточно. От сотрудника прежде все ждут применения конкретных навыков на практике, добиваясь нужного для компании результата. От этого стоит отталкиваться при составлении обучающего курса.

Правильная постановка целей и задач курса необходима, прежде всего, для выбора правильного инструмента обучения: сегодня электронный курс это не только набор слайдов, но и диалоговые и drag-and-drop тренажеры, интерактивные задания, тесты или видеолекции.

Например, при обучении продавцов важно, чтобы они не просто знали о продуктах компании и их особенностях, но и могли решить конкретную задачу: повысить продажи в два раза. Следовательно, обучение может быть разбито на два блока: теоретический и практический.

Исходя из целей бизнеса можно сформулировать задачи обучения: обучить продавцов новому товару, научиться снимать возражения о цене товара.

Подробнее о том как определить цели и задачи обучения, целевую аудиторию курса читайте в отдельном уроке. Урок подготовлен совместно с практикующими разработчиками — Владимиром Раджаповым, Александром Воробьевым, Ксенией Серебряковой, Татьяной Левановой.

Итоги шага 1: На этом этапе разработки курса у вас появилась сформулированная бизнес-задача, а также цель обучающего курса, стала понятная целевая аудитория онлайн-обучения.

Шаг 2. Проведите интервью с предметным экспертом

Предметный эксперт является гуру в своем деле, он основной источник информации и генератор идей для разработчика электронных курсов. Вот почему важно выстроить с ним тесное взаимодействие. Без эксперта сложно проделать всю работу, описанную в предыдущем пункте: определить цели курса, его аудиторию и подобрать необходимые обучающие материалы.

Эксперт поможет подготовить необходимый для создания курса материал, тексты, примеры из практики и кейсы.

При разработке обучающего курса вместе с экспертом важно дать ему свободу действий при выборе контента, однако стоит следить за тем, чтобы курс в дальнейшем не был перегружен теорией, которую сложно сразу применить на практике.

Предметный эксперт также окажется бесценным консультантом на этапе оценки готового курса перед его запуском, источником конструктивной критики и материалов для доработки курса.

Более подробно тому, как выстроить эффективное взаимодействие с предметным экспертом и его роли в создании курса, посвящен отдельный урок, подготовленный совместно с экспертами в электронном обучении.

Итоги шага 2: После прохождения второго этапа разработки курса у вас есть представление о том, какой предметный эксперт нужен вам для успешного создания онлайн-курса и как выстроить взаимодействие с ним.

Шаг 3. Напишите сценарий электронного курса

Сценарий — техническое задание, детальное описание и основа будущего обучающего курса, поэтому собрать курс без детально проработанного сценария невозможно.

Для последующей работы над ним в сценарии нужно прописать все нюансы: тип курса, его разделы, ситуации для каждого слайда, содержание тестов, анимации и тренажеров. Сценарий курса зависит от его типа: информационный, тренинговый или мотивационный, а также от уровня сложности.

В рамках разработки сценарий онлайн-курса разрабатывается его концепт, а большие массивы информации и практические задания делятся на отдельные элементы — модули — для большего удобства. Разбивать курс на модули целесообразно, если он длиннее пяти слайдов.

Чтобы не запутаться в процессе создания онлайн-курса, важно определиться со всеми диалоговыми тренажерами и тестами, их типами — обучающие или проверяющие — и целями. В дальнейшем предстоит написать небольшой сценарий для каждого практического задания.

После создания структуры наступает следующий этап — работа с тем материалом и текстами, который удалось собрать и получить от эксперта.

Подробную инструкцию по созданию сценария курса мы подготовили вместе с экспертом в области eLearning и основателем студии по разработке электронных курсов New York Александром Виноградовым.

Итоги шага 3: Если следуете всем инструкциям, у вас готов сценарий будущего онлайн-курса. Он имеет четкую структуру, поделен на блоки и модули, соответствует заявленным целям и задачам курса, а вы точно знаете, в какой последовательности выстроены все элементы.

Шаг 4. Оформите онлайн-курс

Успешно составленный онлайн-курс с нуля — это красивый и аккуратный дизайн. При этом быть профессиональным дизайнером для этого сегодня не требуется. Подробно о подходах к дизайну курсов рассказывается в нашем уроке.

Кроме того, если вам нужно быстро сделать качественный дизайн курса, можно использовать готовые шаблоны из библиотеки контента iSpring Suite.

Шесть главных составляющих, которые необходимо изучить и использовать при создании дизайна курса: композиция, шрифт, выравнивание, контраст, цвет и стиль. От них будет зависеть удобство обучения, юзабилити курса, психологическое воздействие на обучаемого и общий приятный и опрятный внешний вид онлайн-курса.

Как быстро создать курс с нуля при помощи библиотеки контента, смотрите в этом видеоуроке:​


Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.

Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.

Шаг 5. Создайте диалоговый тренажер

Диалоговый тренажер в eLearning представляет собой интерактивное упражнение, которое имитирует разговор с человеком: покупателем, подчиненным или коллегой. Тренажер позволяет в формате диалога отработать навыки общения без рисков. Основой любого диалога выступает какой-либо пример из практики — бизнес-кейс, вокруг которого складывается сюжет ситуации.

При создании онлайн-курса с нуля стоит решить, нужен ли вообще в нем диалоговый тренажер и для чего. Этот инструмент должен решать конкретные цели обучения — навыки общения продавца с покупателем или продажи нового продукта клиенту. Диалог позволяет в безопасном пространстве обучить сотрудника говорить четко и по делу, чтобы на практике действовать без ошибок.

Как сверстать диалоговый тренажер читайте в отдельном уроке. В программе можно продумать ветвление, подобрать фон и персонажа к каждой сцене, озвучивать реплики, назначить баллы за правильные ответы и штрафовать за неправильные. Как им пользоваться, подробно описано в видео:​


м электронного обучения — диалоговым тренажером.

Итоги шага 5: После прохождения пятого этапа разработки онлайн-курса вы сможете пользоваться важным инструментом электронного обучения — диалоговым тренажером.

Шаг 6. Создайте онлайн-тест

Онлайн-тест является неотъемлемой частью любого обучающего курса, так как позволяет проверить полученные знания.

Ошибки в составлении теста приводят к тому, что оценить результаты обучения адекватно становится невозможным. К таким ошибкам относятся неочевидные ответы, слишком высокая или, наоборот, низкая сложность, подсказки в самих вопросах.

Ниже приводится интерактивный тест для подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД, в котором реализуются различные возможности онлайн-тестирования.

О том, как избежать неточностей при создании онлайн-теста, выбрать тип тестовых заданий, правильно рассчитать время тестирования, составить вопросы и решить ряд других задач, рассказывает основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов в этом уроке.

Говоря о популярности тестирования как метода оценки знаний, стоит отметить, что свыше 80% зарубежных компаний пользуются именно тестами для оценки уровня знаний соискателей и сотрудников. В России тесты используются 69% эйчаров.

Итоги шага 6: На этом этапе вы узнаете, как составить обучающий и аттестационный тесты для онлайн-курса, как выбрать типы вопросов и как их сочетать.

Шаг 7. Создайте обучающее видео

В век мобильных технологий и YouTube создание обучающего видео при разработке онлайн-курса воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Видео — удобный и понятный формат для передачи практически любой полезной информации.

Обычно выделяют три типа обучающего видео:

  • Скринкаст — запись с экрана компьютера, сопровождаемая закадровым голосом комментатора. Подробнее о скринкастах мы рассказали в статье «Как записать скринкаст: пошаговая инструкция».
  • Формат видеосопровождения, с так называемой “говорящей головой”, когда лектор сопровождает презентацию в PowerPoint.
  • Обучающий видеоурок, который по формату похож на телепередачу с богатым видеорядом, продуманным сценарием.

Как и при создании других форматов, для начала нужно определиться с задачами обучения, целевой аудиторией, затем разработать сценарий и воплотить его в жизнь.

На сегодняшнем уровне развития и доступности техники делать видео самостоятельно не так сложно, как кажется. Об этом детально рассказывается в очередном уроке по созданию онлайн-курса с нуля, который подготовили наши эксперты — Владимир Раджапов, Дмитрий Якушев и Мария Плоткина.

Кстати, создать видеоурок можно, не выходя из PowerPoint. Подробнее о том как это сделать, смотрите в видеоуроке:

Итоги шага 7: Изучив наши материалы, вы сможете определить, какое именно видео нужно вашему обучающему курсу и как его создать, начиная с написания сценария и заканчивая постановкой света и закадровым текстом.

Шаг 8. Запустите пилотный проект

Пилотный запуск проекта — это тест-драйв обучающего курса, который позволит найти слабые места и неточности до массового запуска обучения.

В процессе проверки курса он по-прежнему должен отвечать целям и задачам обучения, быть комфортным для учеников. Пробный запуск помогает найти фактические неточности, опечатки, устаревшую информацию, собрать мнения на основе обратной связи.

На этапе пилотного запуска проекта курс, как правило, проходит фокус-группа из числа как опытных сотрудников, так и новичков для объективной оценки. После пробного запуска, курс следует доработать на основе полученных данных от “тестировщиков”.

Подробнее узнать о том, что представляет собой пилотный запуск проекта и зачем это нужно, можно из нашего урока от эксперта eLearning, сооснователя Corporate e-Learning Club Марины Литвиновой.

Итоги шага 8: К этому этапу у вас уже есть готовый курс со всем необходимым контентом, осталось протестировать его, собрать отзывы, доработать и вот он — готовый обучающий онлайн-курс!

Резюме

Итак, в данном материале мы прошлись по основным шагам создания онлайн-курса с нуля. Разобрали, что необходимо для его максимальной эффективности.

  • Научились ставить цели и задачи
  • Определять аудиторию курса
  • Создавать сценарий курса
  • Работать с экспертами
  • Создавать дизайн курса
  • Создавать видео-уроки
  • Создавать тесты и диалоги
  • Проводить пилотный запуск

Источник

Как научиться учиться: мощная технология обучения любым навыкам + 20 практических советов

Как научиться учиться

Всем привет! Сейчас модным становится домашнее обучение. Есть много аргументов за и против этой формы. Но основным у хоумскулеров является развитие навыка учиться самостоятельно. Мы не будем сейчас обсуждать, правы эти люди или нет, поговорим именно об этом навыке. В статье я дам мощную технологию и советы, как научиться учиться, чтобы стать эффективным человеком.

Зачем нужно уметь учиться

Обратимся немного к истории. Сам термин “умение учиться” впервые использовали ученые деятельностного подхода в психологии: Выготский, Эльконин, Леонтьев, Давыдов. И их постулаты мне очень нравятся. Они определили теорию, которая хорошо работает на практике: человек должен работать над собой, чтобы уметь многое. Это простыми словами.

Цель деятельностного подхода – не дать ученику все на блюдце с голубой каемкой, а стимулировать его самостоятельно добывать знания.

Этот подход беспроигрышный – в изменяющемся мире человек сам может подстраиваться, адаптироваться, а не ждать манны небесной. Это ориентирует человека на ответственность перед самим собой, на успех.

Этот навык как никогда нужен в 21-м веке. Мы получаем массу информации отовсюду. Но спроси современного ребенка, кто такой Рафаэль или на каком континенте находится Джомолунгма, как пишется то или иное слово – и он растеряется. Почему так происходит? У многих просто нет навыка обучаемости. Ему привили зубрежку, работу на оценку, а нужно, чтобы он хотел учиться. Это проблема современных детей.

Правильная технология любого обучения

Многие люди не умеют правильно учиться. И это беда нашего общества. Есть классная структура, которая помогает воспитать в себе этот навык. По секрету поделюсь ею с вами.

  1. Принимаем факт, что мы чего-то не знаем. Именно не знаем глубоко, как положено. Сначала это нужно осознать: “Оу, я не знаю этого”. Потом принять: “Да, все-таки я не знаю!” Потом понять, что нужно учиться: “Мне нужны эти знания!”
  2. Принимаем, что нам нужен наставник. Мы, конечно, можем сами разобраться в какой-то теме. Но пока будем это делать, куча времени пройдет. Поэтому ищем наставника, который в конкретном деле достиг результатов. Если хотим разбогатеть, то ищем богатого человека, хотим стать менеджером – ищем успешного менеджера, хотим стать музыкантом – ищем хорошего музыканта.
  3. Ищем ПРАВИЛЬНОГО наставника и не скупимся на оплату его услуг. Почему платить? Во-первых, это будет стимулировать нас к усердию. Во-вторых, наставник будет выкладываться и передавать свои ценные знания.
  4. Проходим через многократные повторения, боль, которые неизбежны во время обучения. Когда ребенок учится ходить, он падает. Когда хозяин делает ремонт, он ошибается. Когда хозяйка варит борщ в первый раз, не факт, что он получится вкусным. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь падать и вставать – только так вы сможете выучиться! На 100-й раз точно получится!
  5. Доводим приобретенный навык до автоматизма. Именно автоматизированное действие сделает вас хорошим водителем, музыкантом, спортсменом, оператором и т. д. Богатые и успешные люди тратят средства и время на автоматизацию одного навыка, а затем переходят к развитию следующего. Автоматизированное действие освобождает кучу времени, которое ценнее денег.

Польза образовательных учреждений

Итак, чтобы хорошо что-то делать, нужно довести это дело до автоматизма. Мы автоматизируем навык письма, счета, правильной речи в образовательных учреждениях. Садики, школы, университеты помогают нам именно в этом. За что им спасибо.

Университетам отдельный респект. Ведь программу садика и начальной школы можно отработать в домашних условиях, если уж прижмет: читать, писать и считать можно научиться просто со старшим человеком. И заметьте, кстати: кто успешнее в школе? Тот, кто довел эти 3 навыка до автоматизма!

А вот программа университетов, академий, колледжей помогает пройти через боль ошибок, многократные повторения, чтобы добиться профессиональных навыков. Например, медсестре, чтобы научиться правильно делать уколы, нужно тренироваться на манекенах и людях. Только после нескольких гематом (дай Бог, чтобы все-таки без них) она станет опытнее.

Я считаю что от всех образовательных учреждений есть огромный плюс – они обучают нас умению учиться.

❗ДРУЗЬЯ, У МЕНЯ ДЛЯ ВАС КАЙФОВАЯ НОВОСТЬ❗

Я создал канал в Telegram с катастрофически полезной инфой о деньгах и саморазвитии. Так как мне удалось увеличить свои доходы почти в 20 раз (с 2018-го по 2021-й), я решил поделиться знаниями с вами.

Меню канала:

  1. Мой путь от нищебродства к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Как научиться учиться: 20 советов

Принципы успешного обучения мы разобрали: наставник, плата, боль ошибок, автоматизация. А теперь немного приземленнее – как на практике учиться конкретным навыкам.

1. Заставляем мозг работать

Многим известна фраза “Смена рода деятельности и есть отдых”. Такой отдых для продуктивной работы в дальнейшем нужен нашему мозгу. Призываю вас к чередованию сфокусированного режима (автоматизированные навыки) и рассеянного (поиск новых решений, умений, направлять мозг на что-то до сих пор неизвестное).

Вы даже представить не можете, насколько наш мозг творческий. И если хотите достигать успехов, придумывайте ему занятия. Например, автоматизировали вы навык вождения авто, переходите к другому – придумайте, чем вам заниматься.

2. Режим труда и отдыха

Это тесно связано с предыдущим пунктом. Отдых для мозга – это рассеянный режим. Когда вы что-то учите, то не факт, что получится идеально сразу же воспроизвести. Но через время то же стихотворение уже легче повторяется. Почему так? Потому что мозг отдохнул от учебы (сфокусированное состояние) и восстановил свои силы.

Понятно, то хочется быстро чему-то научиться. Но не попадайтесь на эту ловушку. Быстро не значит качественно. А вам что главнее: скорость или качество? Надеюсь, качество.

3. Кривая забывания

Человеку свойственно все забывать. И как тут научиться чему-то? Есть исследования, которые подтверждают, что через час запоминания ты вспомнишь 44% информации, через неделю – менее 20%. В итоге по кривой вниз знания сходят на нет.

Кривая забывания

Но вы обратили внимание на одно слово – “бессмысленного”? За это мы и зацепимся. Если вы хотите что-то выучить, значит, в этом есть смысл? Теперь пробуем обмануть кривую забывания: будем повторять информацию, несущую для нас смысл. При многократных повторениях материал запоминается лучше.

Нужно сделать минимум 4 повторения: сразу после изучения материала, через день после изучения, через 2-3 недели, через 3 месяца. К этому моменту уже должна произойти автоматизация и знания должны внедриться в ваш привычный темп жизни. Так проходит осознанное усвоение заданий.

4. Выделение главного в памяти

Можно не тратить время на разные стикеры, подписи, подчеркивания. Это, конечно, работает, но гораздо эффективнее будет повторение из памяти.

5. Индивидуальный стиль обучения

Стиль обучения – процесс получения информации, который тебе подходит. Если ты визуал, то лучше изучать материал через зрительные образы, схемы. Если аудиал – воспринимать на слух.

Но это в целом. А есть еще особенности материала. Именно тут и требуется индивидуальный подход. Например, иностранные языки лучше воспринимать на слух с носителем. А вот программирование или маркетинг изучаются лучше через тексты, зрительные образы. Поэтому ориентируйтесь не только на каналы восприятия информации, но и ее особенности.

6. Физическая активность

Опять-таки ведущими университетами мира доказано, что физическая активность способствует лучшему обучению и запоминанию материала. Активные упражнения влияют и на активность нервных клеток, которые “с удовольствием” выстраивают новые нейронные связи.

Поэтому прогулки должны быть, зарядка должна быть, кататься на велосипеде нужно, бегать обязательно! И если вы решили почитать книги по саморазвитию и личностному росту, обязательно пройдитесь перед этим.

7. Пополнение запасов воды

Если со спортивными упражнениями не сложилось, то именно в этот день сделайте упор на воду. Обязательно пейте до, во время и после учебы, занятий. Это поможет стать усидчивее и запомнить большие объемы информации.

8. Особое внимание мотивации

Чтобы добиться успеха в жизни, важно понимать, зачем тебе информация, которую ты хочешь получить, и к чему она тебя приведет.

Вот зачем вам знать английский? Или кататься на сноуборде? Принципы, которые я указала выше, сработают еще лучше, если вы будете понимать, зачем оно вам надо. Вот этот вопрос “Зачем?” и будет мотивировать на новые свершения. Поэтому еще до боли ошибок и автоматизации определите для себя ответ на этот вопрос.

9. Подотчетность или партнерство

Еще раз подчеркну пользу профессионального образования – здесь у вас есть партнеры по обучению и есть кому отчитываться о полученных знаниях. А это, дорогие мои, уже большая часть успеха в обучении!

В Стэнфордском университете было проведено исследование на тему, какие студенты больше мотивированы. Оказалось, на 53% больше мотивации к выполнению заданий у тех, кто работает в паре. И это классно! Найдите себе партнера или того, кому сможете отчитываться – и, вуаля, навыки уже “в кармане”!

10. Основы тайм-менеджмента

Планирование времени – залог успеха и правильного общения людей в современном обществе. Тайм-менеджмент помогает правильно распределить собственные ресурсы для занятий с наставником, “набивания шишек”, автоматизации навыка. Ведь эти процессы тоже требуют немало времени.

Старайтесь начинать с легких и быстрых задач, а потом переходить к сложным. Например, вам нужно утром выполнить процедуры, покормить кошку, загрузить стирку и сделать проект в университет. Если вы начнете сразу с проекта, вероятность, что вы успеете его сделать, высокая, но при этом как охламон выскочите из дома, кошка вас расцарапает от голода и ничего хорошего это не принесет.

Проще работать от легкого к сложному и желательно с перерывами. Хотя мне, если честно, иногда лучше сделать сложное, а потом уже легкие дела. Но тут учет дел и времени должен быть не только по легкости и сложности, а еще по важности и срочности.

11. Нет зубрежке

При получении нового навыка или новых знаний ни в коем случае не зубрите. Это пустая трата времени. Лучше развивать память и внимание, использовать разные мнемотехники для лучшего запоминания, рисовать картинки, но не зазубривать. Старайтесь понимать, о чем идет речь, логику действий, принцип механизма, а не воспринимать как данность и зубрить.

12. Организация занятия

У меня есть немного перфекционизма, и если, например, на кухне беспорядок, я не начну готовить еду, пока не будет чисто. Здесь важна организация рабочего места, чтобы все было под рукой и ничего лишнего.

В вопросе обучения тоже важно организовать свои ресурсы. Дело в том, что любое обучение, принятие решений – это сложная работа для мозга. Мы и без того по жизни загружены кучей побочных дел: решения, что одеть, что поесть, куда пойти, с кем общаться, кому сказать “нет”, а с кем посмеяться… Существует статистика: человек в сутки принимает около 35 000 решений. Все эти рутинные дела истощают мозг, и уже не остается времени и сил на обучение.

Поэтому заранее организуйте свои занятия. Если это встреча с правильным наставником, то без разницы, будет ли на вас выглаженная одежда и идеальная чистота в доме. Вы обучаетесь! Запланируйте: во вторник в 18:00 и пятницу в 19:00 у меня занятие. Тогда не придется тратить ресурсы на то, чтобы решать рутинные вопросы быстро и неправильно.

13. Упрощайте

Представьте Катю, которая хочет выучиться на юриста. Она уже знает некоторые моменты в юриспруденции, но никак не может понять и запомнить отдельные ее отрасли. И в процессе учебы к ней приходит озарение – во многих отраслях этой науки есть что-то общее. Катя недолго думая составляет схему, объединяет информацию из разных отраслей в одно. И получает подсказку в схеме сразу по нескольким темам.

Наша с вами задача – не усложнять себе жизнь, а упрощать. Некоторые могут подумать, что Катя только время зря потратила, когда рисовала схему. Но это ошибка – она значительно сэкономила свой ресурс на ближайшие полгода, так как помогла себе запомнить сложные вещи и довести знания до автоматических благодаря схеме. Упрощай!

14. Передавайте знания другим

Когда ты читаешь что-то, вроде бы все понятно. Но как только нужно это сказать, сразу буксуешь. Чтобы такого не было с новыми знаниями и они запомнились надолго, пересказывайте, показывайте их другим людям. Любая информация не запомнится надолго, пока не станет понятной.

Когда рассказываешь кому-то, получаешь обратную связь (фидбэк), и это показывает, где в этой теме еще есть пробелы.

15. Старайтесь решать проблемы самостоятельно

Однажды заметила, что мой старший сын постоянно: “Мам, а где …?”, “Мам, а как …?”, “Мам, помоги одеться” и т. д. Задумалась. Он достаточно взрослый, но почему-то не хочет решать свои проблемы сам. А ведь я сама в этом виновата. Кто его еще научит самостоятельности, даст ему возможность допустить ошибки и исправить их? И сейчас намеренно не бегу по первому зову, а даю время на самостоятельные действия.

Если что-то встречается непонятное, проверьте, узнайте. Если действие неизвестное, попробуйте, прежде чем просить о помощи. Важно использовать полученные от наставника знания и учиться решать проблемы самостоятельно.

16. Помощь сна в обучении

Всем известно, что здоровый сон взрослого человека должен длиться 6–8 часов, никакого недосыпа и пересыпа. Но в вопросе обучения взрослых есть еще один интересный факт: если что-то прочитать или выучить перед сном, мозг за время отдыха организма стабилизирует нейронные связи, закрепит их. И утром “на свежие мозги” вы сможете вспомнить всю информацию, которую получили вчера.

Так что высыпайтесь и немного нагружайте свой мозг перед сном.

17. Тренируем мозг

Здесь в ход пойдут любые упражнения на развитие памяти, мышления. Постоянная тренировка помогает держать себя в тонусе. Доказано, что умеренные упражнения вырабатывают стандартную реакцию на стресс, поэтому в стрессовых обстоятельствах наш мозг может мобилизовать силы на воспроизведение полученных знаний.

18. Повторение с интервалами

Я уже писала про повторения с интервалами в кривой забывания. Но если у вас нет этих 2-3 недель, 3 месяцев? Тогда ускорим процесс запоминания – делаем перерывы для закрепления нейронных связей, но чаще. Например, повторяем тезисы 2 раза сегодня, 3 раза завтра, послезавтра. И через 4-5 дней это будет уже легко вспоминаться.

19. Борьба с прокрастинацией

Признаюсь, иногда страдала прокрастинацией. Но мои старания не прошли даром, да и жизнь вносит свои коррективы. Работаю над собой и стараюсь запланированные дела делать сразу.

Чтобы научиться учиться, нужно искоренить прокрастинацию. Она – злейший враг закреплению материала и автоматизации. Как вы автоматизируйте какой-либо навык, если свои действия постоянно откладываете “на потом”?

Сосредоточьтесь на процессе. Решили следующие 30 минут поработать – вот и работайте. И не отвлекайтесь на разные помехи и дела.

20. Постоянство

Очень хорошо этот навык описан в списке навыков человека (21-й номер) и в Telegram-канале. Он действительно крайне полезен для умения учиться. Я сама не обладаю классическим постоянством – творческим натурам это ох как нелегко. Но отмечу, что именно постоянство прокладывает путь к автоматизации навыка.

Организм должен приучаться ко всему новому. Поэтому выделяйте до 30 минут в день для закрепления новых навыков по очереди. И да, вам придется выходить из зоны комфорта. Но это того стоит!

Книги

Об умении учиться написано немало книг. И это очень ценно. Читайте, дорогие друзья, – это свет в нашей гаджетной темноте.

Заключение

Процесс обучения непростой. Если вам чему-то учиться легко, задумайтесь: действительно ли вы учитесь? Может быть, просто верхушки хватаете, а глубоких знаний не получаете. Чтобы легче было учиться, получать необходимые знания и умения, есть отличные курсы по развитию мышления, где прокачиваются основные навыки, в том числе и обучаемость.

Предлагаю вам пройти бесплатный мастер-класс.

Секреты эффективного обучения – это материал, который теорию этой статьи быстро переведет в вашу жизненную практику.

Узнаете, как:

  • получить новую профессию за 2 недели;
  • качественно и в короткие сроки запомнить нужную информацию;
  • за 2 месяца стать гуру в иностранном языке с нулевого уровня;
  • правильно использовать профессиональную литературу и учебники;
  • сделать обучение своим стилем жизни;
  • избавиться от прокрастинации и увеличить свою эффективность.

Курс будет состоять из таких шагов:

  1. Определение целей, маршрута для достижения поставленных целей.
  2. Выведение алгоритмов для эффективного обучения.
  3. Освоение техник ускоренного обучения на практике.
  4. Выработка привычки учиться.
  5. Приобретение навыка учиться в 2 раза быстрее.

По итогам мастер-класса вы получите сертификат об участии в занятии.

Еще рекомендую к просмотру видео, где автор Александр Редькин говорит полезные вещи об обучении и богатстве. Предупреждаю сразу – мы однофамильцы!😊

Подписывайтесь на обновления нашего блога, чтобы ничего интересного не пропустить.

Также мы запустили свой Telegram-канал по финансовой грамотности и саморазвитию. Обязательно подпишитесь – там только мощная инфа, которая перевернет вашу жизнь вверх тормашками.

Источник

Личный опыт. Правила обучения чему угодно за 1 месяц или быстрее

Личный опыт. Правила обучения чему угодно за 1 месяц или быстрееАвтор: Алексей Черняк, автор блога — 10 бизнес-идей и трендов дня , основатель Product University

Совсем недавно сформулировал простой свод правил, который позволяют обучаться чему угодно меньше чем за 1 месяц. Этого достаточно, чтобы «въехать» в любую тему, но чтобы стать в ней экспертом по-прежнему понадобится потратить те самые 10 тыс. часов или еще 2-3 года.

Этот свод правил основан на моем личном опыте (а я всю жизнь чему-нибудь учусь и учу, запускаю разные образовательные проекты и т.п.) и на разных методиках и литературе. От принципов обучения нейронных сетей, до воспитания коллективом Макаренко. От учебников подготовки разведчиков, до методологий agile и попсовых книг типа The First 20 hours (кстати, рекомендую)

Если посмотреть на двух выпускников одной школы, один из которых стал бомжом, а другой олигархом, то главное, что их сделало такими разными — способность к самообучению и везение. Но везение тоже относительная штука, в основном «везет тому, кто везет».

Поэтому сегодня, 1-го сентября, хочу рассказать вам квинтэссенцию того, как самообучаться. В этой подборке мудрости есть одно главное правило и еще десяток дополняющих. Начну с главного.

Главное правило самообучения

Правило №1 любого успешного самообучения — находить в новой предметной области любимый проект и делать его. Вот так все просто. Если учишься петь, учись это делать на любимых песнях и выступай в караоке так, как будто никто не видит. Если нужно учить английский и ты любишь Minecraft — учи английский в Minecraft. Если нужно научиться программировать и тебе нравятся чат-боты в Telegram — сразу бери и делай бота в Telegram. Внутри любого навыка выбирай один проект, который тебя вдохновляет, от которого тебя прет, о котором ты давно мечтал.

Если ты в 8-м классе и тебя заставляют учить нелюбимую математику, попробуй сказать себе «боже, как это интересно» и найти что-то, где математика вдруг обретает для тебя огромный смысл. Например, попробуй рассчитать вероятность поцеловать одноклассницу на третьем свидании, предварительно собрав статистику по конверсиям у других одноклассников.

Если в ВУЗе тебе нужно сдать квантовую механику как минимум на тройку, не пытайся заставлять себя зубрить формулы (это бесполезно), попробуй найти что-то, что вдохновит тебя в ней, почитай истории про «кота Шредингера» или биографию Эйнштейна или клевые видеообъясняшки на youtube, что-то, что тебя зацепит и разбудит любопытство. И только потом, вдохновленный и влюбленный начинай изучать, все больше вдохновляясь и влюбляясь в эту тему. А в качестве проекта попробуй пересказать все это детям или бабушке или опять же похвастайся перед девушкой на свидании. Чувствуете? Вам уже нравится эта странная хрень? Там ведь все так просто на самом деле!

Скажу прямо, обучение ради обучения — бессмысленно, так же как и развитие ради развития. У нормальных людей вообще нет потребности учиться или развиваться. Мы хотим больше зарабатывать, меньше работать, больше нравиться другим, вкусно кушать, хорошо спать — это наши нормальные потребности, а потребность учиться — вынужденная и в нормальных условиях не возникает. Поэтому человек учится либо через насилие (что крайне эффективно показала традиционная школа, ВУЗы, корпоративные университеты, армия, тюрьма), либо от большого смысла и любопытства.

Но так как мы говорим про самообучения, то насилие тут не особо подходит, потому что долго самому себя насиловать/заставлять сложно, можно только в начале слегка пнуть. Единственное, что остается в долгосрочном плане — находить смысл. В этом и есть вся загвоздка.

Большинство современных философов сходятся на мысли, что у жизни вообще нет смысла, кроме такого, который ты сам придумаешь и сформулируешь. Отсюда ключевой навык — вовремя самому себе придумывать новые смыслы и этим бодриться. Как этого добиться? Ответ выше — браться только за те проекты, которые нравятся, бодрят и дают энергию. Придумав один новый смысл, ты расширяешь горизонт возможностей и находишь еще 10 новых, так смысла становится все больше и больше.

Если проект дает деньги и не дает энергию — в топку его. Если проект дает славу, но не бодрит — отложи его. Нет ничего хуже бессмысленного обучения из-под палки, гораздо полезнее в это время просто поспать. Но, если ты нашел проект, который обещает тебе и деньги и славу и бодрит и позволяет получить нужный навык — это лучшее сочетание из возможных. Это проект-идеал.

Например, можно учить в школе русский язык, чтобы сдать ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ — тупо, бессмысленно и как все. А можно начать вести блог или паблик в VK, где вы будете каждый день писать, например, про свои увлечения современной реп-музыкой. Пройдете с критикой Белинского по творчеству Гуфа и Оксимирона. Осознаете, что круче Маяковского никто реп так и не научился писать. Начнете зарабатывать на рекламе и футболках с принтами, поднимете авторитет в школе, будете знать русский даже лучше учителя, зачитаете свой опус на выпускном. Только не говорите «а что так можно было?»

Подведу предварительное резюме. Школьник ты или пенсионер, гопник, бомж или олигарх — по-любому нужно будет что-то учить, причем всю жизнь, все разное и в первый раз.

Лучший способ учить — найти, придумать, сформулировать проект, выполняя который, ты автоматом получишь необходимый навык. Проект должен бодрить прежде всего — это основа.

Проект-идеал, в котором ты получаешь не только бодрость и навык, но еще деньги и славу. Это можно и нужно делать уже в школе (например через программу #бизнесдляшкольников или самим), иначе смысл убьется, глаза потухнут и дальше протирание штанов в нелюбимом ВУЗе и на нелюбимой работе.

вовлекающее он-лайн обучение

Все остальные, дополняющие правила

Остальные правила образуют «длинный хвост» от основного, поэтому приведу их просто списком.

  1. Носитель навыка. Нужно искать мастера/тренера, который даст наглядный пример, быстро расставит приоритеты, даст карту знаний новой области. Пример, к которому можно стремиться и который можно непосредственно копировать в личном общении. Круче древней системы мастер-подмастерье так никто и ничего не придумал.
  2. Группа/среда поддержки. Убирай барьеры, страхи и комплексы. Большая часть обучения — это не приобретение нового, а избавление от старого (а что так можно было?) Как это сделать? Найди среду поддержки. Ты думаешь, что тебе не хватает денег, времени, молодости, внешности, харизмы и т.п. Часто это заблуждение — обычно тебе просто нужны наглядный пример и группа поддержки. Благо, интернет дает такой выбор. Подпишись на такие группы, потом познакомься вживую, постарайся попасть в эту среду. Если нужно — смени район, город, компанию.
  3. Дробление, дискретность любого навыка до уровня идиота. Любой сложный навык может быть разбит на мелкие простые навыки, которые можно отрабатывать по отдельности. Например, навык «пение» раскладывается на мелкие навыки «дыхание», «резонанс» и т.п. Любой сложный навык может быть раздроблен на такие простые элементы, что даже идиот их сможет сделать. Когда говорят «сложно», это значит не достаточно раздробили.
  4. В любом навыке есть база и «фишечки». По правилу Парето 20% базы дает 80% результата, на остальное в первый месяц обучения можно забить. В пении и плавании база — дыхание и это не очевидно для новичка. В боксе — ноги. В продажах — умение слушать, что совсем кажется невероятным. Опытный тренер может за 30 мин. рассказать карту знаний навыка и выделить главное.
  5. Последовательность изучения. Среди мелких и базовых шагов (атомов) можно выделить оптимальную последовательность изучения. Например, обучение бизнесу лучше начинать с обучению продажам. А с чего начинать обучение продажам? См. выше.
  6. Главная метрика. У каждого простого навыка можно выделить одну главную метрику в один момент обучения.Для вокала — умение делать непрерывный выдох больше чем на 60 секунд, для писательства — писать в день не менее 2000 знаков и т.п.
  7. Принцип наглядности. Лучше показать, чем рассказать. Лучше сделать, чем показать. Непосредственный, чувственный опыт сильнее всего. Желательно подключить все органы чувств. Давать сигнал одновременно для слуха, зрения, моторики и т.п. Лучше писать от руки, а не печатать. Лучше общаться во время прогулки (как делал Платон), а не сидя.
  8. Рефлексия. Вести дневник, писать туда ежедневно все впечатления. Опыт и навык образуется только после рефлексии. Если вы что-то сделали, но не отрефлексировали, не записали, не обдумали, почти наверняка это не станет опытом и вскоре забудется. Так появляются «ветераны броуновского движения». Люди и проекты, которые ходят по-кругу, потому что прошлый опыт их ничему не учит.
  9. Ежедневность и критическая масса. Лучше делать каждый день по 1 часу, чем ходить на курсы по вторникам и четвергам. По разным исследованиям требуется не меньше 21 дня и не меньше 20 часов, чтобы что-то усвоить. Если вы решили что-то изучить, готовьтесь инвестировать как минимум 20 часов, как минимум 1 месяц, ежедневно. Если вы соскочили на 2-й неделе, критическая масса навыка была не набрана, считайте просто ознакомились, но навык так и не получили.
  10. Принцип среды и малой группы. Лучше разбирать один и тот же пример в группе из 3-х участников. Принцип армейского обучения (из учебника сержантов войсковой разведки). 3 человека — 3 элемента обучения: а)короткий рассказ б) образцовый показ на примере в) тренировка в группах, где двое отрабатывают прием, а третий корректирует и дает обратную связь.
  11. Принцип трех.Группировка информации порциями по 3. Одно и то же понятие минимум 3 раза минимум с 3-х сторон, минимум 3-мя способами.
  12. Принцип максимально быстрой обратной связи. Тебе тут же говорят что хорошо, что плохо — в чем отличие от модельного поведения. Критичным для обучения является время реакции. В стартапе критично проверять гипотезы максимально быстро и максимально прямо получать обратную связь от пользователей, без посредников и искажений.
  13. Принцип потока и оптимальной сложности. Задача не слишком проста и не слишком сложна. Так, чтобы ты погрузился в процесс и перестал смотреть на часы.
  14. Принцип обучения нейронной сети — максимально большое количество полярных примеров. Это хорошо, это плохо. Это правильно, это не правильно. Современные нейронные сетки нормально учатся на количестве размеченных примеров от 10 тыс. Мы способны обучаться на 5-10 примерах благодаря наличию предыдущего опыта, где мы уже до этого впитали тысячи других жизненных ситуаций.
  15. От неизвестного, сложного и пугающего к известному, простому и скучному. Новые понятия объясняются через старые. Это как строительство новых станций метро, оно идет не где попало, а пристыковывается к уже существующим веткам. Примерно так было с изучением блокчейна. Сначала ты накидываешь новую информацию и не понимаешь что, к чему и как относится. Это пугает, ты чувствуешь себя идиотам, особенно когда на встречах разные эксперты (которые выучили эти слова на 2 дня раньше тебя) щеголяют такими терминами как «скам, сатоши, айсио, дапп». Это и есть самая страшная фаза в любом обучении — момент, когда ты чувствуешь себя идиотом. Как его преодолеть? Вспомнить, что все чему ты учился шло ровно по этой же схеме, расслабиться и продолжать собирать новую информацию, как-то группируя ее. Дальше ты начинаешь соотносить новое с уже известными понятиями, например «ICO это типа IPO только без защиты инвесторов и с первого дня» или «блокчейн — это та же база данных, только медленная и дорогая, зато никто там ничего не перепишет» и выделять критерии группировки. Потом это становится старым, понятным, вызывать скуку и дремоту.
  16. Принцип игры и главные механики. Игры и истории не умрут никогда, если их можно внедрить, это нужно делать. Должны быть уровни, неопределенность, награда, доска лидеров, то есть все обычные игровые механики.
  17. Принцип истории. История — лучший способ передачи опыта. Желательно чтобы был герой, с которым можно себя ассоциировать, который воюет с каким-то главным злом, преодолевая разные препятствия, достигает апогея, а потом все гуляют на свадьбе.
  18. Принцип артефакта, внешнего клиента и ценности на каждом шаге. Идеально каждый день делать какой-то документ, кусочек работы по проекту, который ты показываешь вовне для получения быстрой обратной связи. Это может быть пост, картинка, набросок. Что-то, что ты можешь показать кому-то уже сегодня, и это что-то будет для него полезным.
  19. Принцип спринтов/коротких забегов. Мы скорее спринтеры, чем марафонцы, поэтому нам легче учиться когда есть начало и окончание, короткий забег с отдыхом.Спринт может быть — 7 дней, например. Должна быть кульминация и разогрев. Сверхинтенсивная нагрузка к определенной дате и периоды отдыха. Один из мощных методов во время интенсивного спринта, называемого у студентов «сессией» — это спать по 3-5 раз в день, так получатся усвоить в разы больше информации.
  20. Принцип быстрых медиа. Выбирать при обучении наиболее быстрый способ получить информацию. Книга и картинки быстрее видео в большинстве случаев. И хотя видеолекции все больше набирает популярность, самые умные по-прежнему учатся по книгам и конспектам, потому что это тупо в разы быстрее.
  21. Лучший способ освоить навык /предмет — начать учить этому других.

Источник

Полное руководство по обучению чему-либо за кратчайшие сроки

Не колесо второй раз

репетитор

Вспомните время, когда вы научились говорить на новом языке. Наверняка процесс затянулся и сопровождался огромным числом ошибок. А теперь представьте, что близкий друг тоже изучает язык, ваш опыт может помочь ему быстрее овладеть наукой, избежав ошибок, которые вы совершали на протяжении своего пути.

Измените конструкцию навыка

практика

Деконструкция навыка – следующий шаг изменения кривой обучения, а именно его основных компонентов. Найдите самые важные вещи и практикуйте их в первую очередь. Таким образом вы затратите 20% усилий на получение 80% результата.
Эта концепция справедлива практически для всех жизненных аспектов. В бизнесе 80% продаж приходится на 20% клиентов. 20% сотрудников обеспечивают 80% эффективности и т. д.

Эксперты по быстрому обучения приняли эту концепцию и представили конкретные примеры, как обучаться эффективно. Джош Кауфман, выступая на TED, сказал, что не нужно тратить 10000 часов, чтобы овладеть навыком. Идея состоит в том, чтобы за 20 часов изучить наиболее важные навыки для максимальной отдачи.

Откажитесь от многозадачности

многозадачность

Вспомните компьютер. Устройство начинает замедляться, если в браузере открыто много вкладок. На обработку затрачивается больше времени и ресурсов. Исследования показывают, что человеку требуется около 25 минут, чтобы возвратиться к работе. Это же относится и к долгосрочному фокусу. Когда человек отвлекается, сосредоточиться потом на приобретении нового навыка ему гораздо труднее. Страсть перегорает.

Повторяйте

повторение

Люди полагают, что мастера своего дела обладают характеристиками, качественно отличными от свойств обычных людей. Эти мысли заставляют людей отказываться от осуществления своих задумок, поскольку они полагают, что не наделены соответствующими задатками. Однако систематическое повторение принесет колоссальные результаты вне зависимости от индивидуальных качеств человека.

Найдите мгновенную обратную связь

аудитория

Будучи еще малоизвестной командой, Beatles отправилась в 1960 году в Германию, где собиралась выступать перед публикой в местных заведениях. Однако ничего хорошего из этого не вышло. Группе не доплачивали, звучание было ужасным, посетители веси себя неадекватно. Какой опыт вынесли их этого артисты? Мгновенная обратная связь вынудила музыкантов больше практиковаться и самосовершенствоваться. Группа репетировала не ради самой репетиции, она стремилась снова оказаться перед живой аудиторией, которая обеспечила бы им немедленную критику и конструктивную обратную связь.

Именно поэтому специалисты советуют прибегнуть к услугам репетитора, дабы он смог вам обеспечить немедленную обратную связь во время занятий.

Никогда не останавливайтесь

Главная задача – поддерживать уровень эйфории. Лишь так можно двигаться к финишу, где ждет желанная награда.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector