Меню

Инструкция о бортовом питании



Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании

На каких условиях предоставляют бортовое питание

Бортовое питание может быть организовано тремя способами:

  • Еда входит в цену билета. Когда самолет набрал высоту, стюардессы начинают ходить по рядам с тележками и раздавать пассажирам еду, — то, к чему мы привыкли в классических авиакомпаниях.

Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.

  • Питание не включено в стоимость билета, но его можно заказать и оплатить заранее на официальном сайте или в кол-центре либо купить на борту самолета. Цены — примерно как в кафе в аэропорту. Промотать до бортпитания на рейсах лоукостеров.
  • Питания на борту вообще нет. Такое редко, но бывает. Например, «Победа» не кормит при перелете любой длительности, еды за доплату на рейсах российского лоукостера тоже нет.

Перелет без бортпитания — это законно?

Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.

В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:

«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».

В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.

Бесплатно кормить в самолетах перестают многие перевозчики. Чтобы немного примирить вас с неизбежностью, расскажем историю: авиакомпания American Airlines однажды сэкономила 40 000 $, убрав одну оливку из салата для пассажиров первого класса.

Как узнать, будут ли кормить в самолете

Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.

Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить

Горячее питание на длительном рейсе экономкласса

Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.

На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.

На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.

Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.

Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.

Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.

Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.

Какое бортпитание в экономклассе в России

Можно ли просить добавку бортового питания и напитков

Да, добавку в самолете попросить можно.

На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.

Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.

Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.

Дают ли бесплатно воду на борту

Бесплатная вода на борту самолета

В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.

В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.

В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.

Какое бортовое питание у лоукостеров

Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.

Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».

Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:

  • Капучино, лазанья и орешки у Ryanair — 707 ₽
  • Курица терияки с рисом, грибной крем-суп и чай у AirAsia — 403 ₽
  • Круассан и яблочный сок у easyJet — 318 ₽
  • Курица в кисло-сладком соусе с рисом и банка газировки у Vueling — 636 ₽
  • Сэндвич с сыром и вялеными томатами и яблочный сок у Pegasus Airlines — 566 ₽

Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе

Бортпитание в бизнесклассе

Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.

Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.

Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.

Что такое специальное питание на борту и как его получить

Спецпитание может заказать любой пассажир по своему желанию

Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.

Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.

Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.

Зачем заказывать спецпитание

Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.

Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.

Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.

Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.

Как заказать спецпитание для перелета

Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.

Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.

Какое бывает спецпитание на борту

Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:

  • AVML — Asian Vegetarian Meal — Азиатское (индийское) вегетарианское питание. Без мяса, рыбы, яиц, сала, желатина и других продуктов животного происхождения. Может содержать молочные продукты. Бывает острым.
  • BBML — Baby Meal — Питание для младенца. В России это, как правило, молоко и пюре в баночках. В некоторых авиакомпаниях есть отдельное питание для малыша до года и для ребенка с года до двух.
  • CHML — Children Meal — Питание для ребенка старше двух лет. Мало специй, легко усваивается, часто входит картошка-фри.
  • DBML — Diabetic Meal — Исключены сладкие, жирные, жаренные во фритюре блюда.
  • FPML — Fruit Platter Meal — Фруктовая тарелка. Свежие и сушеные фрукты.
  • KSML — Kosher Meal — Кошерное питание. Приготовлено по правилам кашрута.
  • LCML — Low Calorie Meal — Низкокалорийное питание.
  • MOML — Muslim Meal — Халяльное питание. Подходит мусульманам.
  • SFML — Seafood Meal — Питание с морепродуктами.
  • VGML — Vegan Meal — Питание для веганов. Исключены продукты животного происхождения, молоко и яйца.
Читайте также:  Должностная инструкция чистильщика металлов

Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.

Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»

Кошерное питание

Можно ли пить алкоголь в самолете

Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.

«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.

На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.

Можно ли в самолет со своим алкоголем

Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.

Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.

Источник

Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией и качеством питания на воздушных судах в 2005-2006г.г., отмечаю, что в последнее время наметилась тенденция ухудшения качества бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2005-2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания и предприятий, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов, из них 10% проведено внепланово, в связи с жалобами на некачественное бортовое питание.

При проведении лабораторных исследований проб готовой продукции, с бортов воздушных судов гражданской авиации отобрано 1500 проб, из них по микробиологическим показателям не соответствовало 11,3%.

В цехах бортового питания и предприятиях, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов показатель неудовлетворительных результатов исследований проб готовой продукции по микробиологическим показателям в среднем по России составил 5%. В ряде субъектов Российской Федерации этот показатель значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае он составил 50%, в Самарской области и Курганской области – 40%, в Республике Дагестан – 28,6%, в Камчатской области – 27,3%, в Кировской области – 20%, в Оренбургской области – 15%, в Республике Мордовия – 14,3%.

Количество порций бортового питания, запрещенных к реализации в 2006 году, возросло по сравнению с 2005 годом в 4 раза (Амурская область, Новосибирская область, Московская область).

При проведении лабораторных исследований качества питьевой воды, используемой на бортах воздушных судов гражданской авиации и на предприятиях бортового питания, показатель неудовлетворительных результатов исследований в среднем по России составил 6,7%. Значительно превышен показатель в ряде субъектов Российской Федерации, так в Республике Мордовия он составил 75%, в Курганской области – 33%, в Алтайском крае – 21%, в Республике Саха (Якутия) – 16%, в Ханты-Мансийском автономном округе – 13%.

Анализ материалов, представленных управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, показал, что при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов организациями-производителями бортового питания нарушаются требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Цеха бортового питания размещаются в нетиповых зданиях, где отсутствует полный набор помещений, а конструктивные особенности имеющихся помещений не обеспечивают соответствие требованиям технологического процесса производства (Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатская область, Чувашская республика). Из-за отсутствия площадей не соблюдаются условия хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, не соблюдаются требования к условиям сбора производственных отходов и мусора, отсутствует возможность соблюдения личной гигиены персоналом.

Цеха бортового питания недостаточно оснащены холодильным оборудованием, имеющееся холодильное оборудование морально устаревшее, вследствие чего нарушается температурный режим при хранении продуктов (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, Читинская область, Ростовская область, Камчатская область).

Нарушаются условия хранения продуктов, в частности муки и круп (Воронежская область).

Технологическая документация на выпускаемую продукцию и ассортименты бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов не имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, Курганская область, Чувашская республика, Республика Мордовия).

Нарушается технологический процесс изготовления, фасовки, сервировки, комплектации рационов (Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Московская область, Амурская область, Республика Татарстан, Магаданская область, Республика Мордовия).

Выявлены факты реализации на борту воздушного судна блюд, запрещенных в питании авиапассажиров и членов экипажей: соусных блюд, куриных рулетов, мясных изделий из фарша и котлетной массы, изделий в панировке, минеральной воды лечебного назначения, кулинарных готовых изделий в целлофановой упаковке, заправленных салатов, хлебобулочных изделий неукомплектованных в специализированную тару (Московская область, Приморский край, Чувашская республика).

Кроме того, производителями бортового питания нарушаются требования, установленные п.2. ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлена продукция с истекшим сроком реализации и признаками недоброкачественности, продукция и сырье без документов, подтверждающих качество и безопасность (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Сахалинская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Мордовия, Магаданская область, Кемеровская область, Красноярский край, Ростовская область, г.Санкт-Петербург, г. Москва).

Выявлены факты несоблюдения требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» авиакомпаниями г. Москвы и Московской области. Воздушные суда ТУ- 214 не оборудованы холодильными установками для хранения рационов бортового питания, в результате были нарушены условия их хранения на борту воздушного судна.

Не отлажена работа по прохождению периодических медицинских осмотров персоналом цехов бортового питания, не разработаны планы диспансеризации лиц, страдающих общими заболеваниями, выявленных по результатам периодических медицинских осмотров.

Отсутствуют личные медицинские книжки у работников цехов бортового питания, к работе допускаются лица, не прошедшие медосмотры и гигиеническое обучение (Архангельская область, Московская область).

Указанные нарушения обусловлены отсутствием отлаженной системы проведения производственного контроля в организациях, занятых производством и реализацией бортового питания, а также ослаблением санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением программ производственного контроля со стороны управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Читайте также:  Нимулид для детей инструкция таблетки

С целью предупреждения угрозы возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) авиапассажиров и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1650; 2002, №1(ч.1), ст.2; 2003, № 2, ст.167; № 27 (ч.1), ст.2700; 2004, №35, ст.3607;2005, № 19, ст.1752; 2006, №1, ст.10), и Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150, 2002, № 1 (ч.1), ст.2, 2003, № 2, ст.167, № 27 (ч.1) ст. 2700, 2004, № 35, ст. 3607, 2005, № 19, ст.1752, № 50, ст.5242, 2006, № 1, ст.10, № 14, ст.1458)

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации — Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
1.1. Усилить надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обеспечения безопасности при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации, обратив особое внимание на наличие площадей, обеспечивающих соответствие требований технологического процесса изготовления бортового питания, а также условий хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, условий для сбора производственных отходов, возможности соблюдения личной гигиены персоналом.
1.2. При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на ассортимент бортового питания учитывать тип воздушного судна, длительность полета, наличие на воздушном судне работающего буфетно-кухонного оборудования.
1.3. При согласовании программ производственного контроля для организаций-производителей бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов в обязательном порядке учитывать выполнение ими требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации» и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве, транспортировке, хранении и реализации бортового питания.
1.4. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производстве бортового питания усилить меры административного воздействия.

2. ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора до 25.12.2007 разработать и представить на утверждение в установленном порядке:
2.1. Методические указания по оценке эффективности функционирования систем производственного контроля на предприятиях-производителях бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.
2.2. Методические рекомендации по разработке и внедрению систем производственного контроля по безопасности производства и реализации услуг питания на воздушном транспорте.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству на воздушном транспорте Российской Федерации рекомендовать:
выдавать Свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения на воздушные суда, осуществляющие пассажирские перевозки при наличии действующей системы производственного контроля за безопасностью услуг питания на транспорте.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
$SIGN

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49

Источник

Все, что нужно знать про питание в самолете. Отвечаем на все вопросы о бортовом питании

Наши читатели постоянно задают нам вопросы. Правда ли, что питание в самолетах бесплатное? На каких рейсах подают горячее, а на каких — перекус? Что это такое — спецпитание? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Способы организации питания в самолете

Есть 3 способа организации питания в самолете:

  1. Питание включается в стоимость билета. Как только самолет набирает высоту, стюардессы разносят блюда. Это классический вариант и именно к нему привыкли многие путешественники. Некоторые авиакомпании предоставляют пассажирам возможность ознакомиться с меню заранее.
  2. Питание не включается в стоимость билета . Тогда его можно заказать. Либо позвонив в колл центр до полета, либо сразу у стюардессы во время полета. Стоимость примерно как в кафе в аэропорту.
  3. Питание в самолете нет. Редко, но встречается такое, что в самолетах не кормят. Например, российская авиакомпания Победа не кормит пассажиров даже во время полетов на длительные расстояния.

Согласно международному законодательству, авиакомпании не обязаны предоставлять питание пассажирам даже при длительных перелетах. Как организовывать питание на борту и нужно ли оно вообще, каждая авиакомпания решает для себя самостоятельно.

Как узнать, будет ли организовано питание в самолете

На сайте каждой авиакомпании есть раздел о питании на борту. Прочитав его, можно узнать, будет ли организовано питание в самолете, и в каком объеме.

Если найти информацию не удастся, можно написать в службу поддержки на сайте авиакомпании или позвонить в колл центр.

Питание, включенное в стоимость билета

Если в полете пассажиры проводят менее часа, вероятнее всего, питания не будет. Но возможно стюардессы предложат выпить напитки.

Если полет длится до 3 часов, то пассажиры эконом класса могут рассчитывать на легкие закуски:

  • булочки или печенье;
  • йогурты;
  • сэндвичи;
  • орешки;
  • шоколадки.

Если полет длится более 3 часов, на борту может быть организовано горячее питание. В зависимости от времени рейса это может быть завтрак, обед или же ужин.

Если полет длительный, более 6 часов, то к основному приему пищи может быть добавлен перекус.

Если полет длится более 8 часов, то горячее питание предлагается пассажирам дважды.

В конечном счете, все зависит от авиакомпании. Например, в одной компании при коротком полете до 3 часов пассажирам предлагают перекусить кексами, а в другой подают зерновой кофе и сэндвичи с красной рыбой. Естественно, уровень сервиса зависит и от стоимости билетов.

Читайте также:

Если вам понравилась статья, поставьте лайк, поделитесь в социальных сетях, и не забудьте 👉 подписаться на канал , чтобы не пропустить новые выпуски!

Источник

Инструкция о бортовом питании

ГОСТ Р 56747-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ БОРТОВОГО ПИТАНИЯ

Organization and technology of catering. Requirements

Дата введения 2016-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»), Закрытым акционерным обществом «Аэромар» (ЗАО «Аэромар»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации и технологии бортового питания, предназначенного для обеспечения преимущественно воздушных судов, совершающих внутренние и международные авиарейсы, а также иных видов транспорта и других заказчиков.

Положения настоящего стандарта применяются на предприятиях бортового питания различных форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 30390 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия

ГОСТ 30494 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31985 Услуги общественного питания. Термины и определения

ГОСТ 31986 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания

ГОСТ 31987 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию

ГОСТ 31989 Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания

ГОСТ 32691 Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания

ГОСТ Р ИСО 22005 Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы

Читайте также:  Жалюзийные двери своими руками пошаговая инструкция

ГОСТ Р 51705.1 Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования

ГОСТ Р 54607.1 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 1. Отбор проб и подготовка к физико-химическим испытаниям

ГОСТ Р 54607.2 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 2. Методы физико-химических испытаний

ГОСТ Р 54607.3 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 3. Методы контроля соблюдения процессов изготовления продукции общественного питания

ГОСТ Р 54607.4 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 4. Методы определения влаги и сухих веществ

ГОСТ Р 54607.5 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 5. Методы определения жира

ГОСТ Р 54607.6 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 6. Методы определения сахара

ГОСТ Р 54762/ISO/TS 22002-1:2009 Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 1. Производство пищевой продукции

ГОСТ Р 55051 Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу

ГОСТ Р 56746/ISO/TS 22002-2:2013 Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 2. Общественное питание

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30390, ГОСТ 31985, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 предприятие бортового питания: Предприятие общественного питания, предназначенное для изготовления, комплектования, кратковременного хранения и отпуска (реализации) продукции бортового питания на самолеты и иные виды транспорта, а также в другие предприятия питания.

Примечание — Предприятие бортового питания может оказывать услуги кейтеринга, включая доставку бортового питания по заказам потребителей (заказчиков) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55051.

3.2 продукция бортового питания: Продукция общественного питания, изготовленная предприятием бортового питания, а также покупные товары, предназначенные для обеспечения преимущественно воздушных судов.

Примечание — Продукция бортового питания может доставляться для потребления на другие виды транспорта при оказании услуг кейтеринга.

3.3 организация и технология бортового питания: Совокупность действий, процессов и материалов, используемых в производстве и доставке продукции бортового питания, а также описание способов технологического производства, комплектации и доставки.

3.4 интенсивное охлаждение продукции бортового питания: Быстрое охлаждение продукции бортового питания до температуры в пределах от 0°С до плюс 2°С, производимое в специальном холодильном оборудовании с целью сохранения качества и увеличения сроков ее годности.

3.5 заморозка продукции бортового питания: Технологическая переработка, заключающаяся в изменении температуры продукции бортового питания до уровня ниже 0°С и направленная на обеспечение ее сохранности в течение длительного времени.

Примечание — Заморозка может быть глубокой, когда температуру продукции бортового питания доводят до минус 18°С.

3.6 рацион бортового питания: Набор готовых блюд и/или кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий и покупных товаров, скомплектованный по видам приема пищи, для пассажиров и членов экипажа в соответствии с запросами авиакомпаний или других заказчиков.

3.7 порционирование продуктов для рационов бортового питания: Раскладка на порции по массе готовой пищевой продукции, блюд и изделий, в т.ч. после их предварительной нарезки.

3.8 комплектация (комплектование) бортового питания: Сервировка подносов с бортовым питанием в соответствии со спецификациями авиакомпаний и других заказчиков, укладка подносов в буфетно-кухонное оборудование (БКО) и комплектация рейса.

3.9 сервировка подносов с бортовым питанием: Определенное расположение пищевой продукции, бортовой посуды и оформление подносов с рационами бортового питания в соответствии со спецификациями авиакомпаний.

3.10 комплектация рейса: Сбор буфетно-кухонного оборудования (БКО), включая тележки, полутележки, контейнеры, печки в определенном оборудованном месте для загрузки в специальный автотранспорт.

Примечание — К специальному автотранспорту относят, например, автолифты.

3.11 охлаждаемый накопитель: Охлаждаемое помещение с температурой воздуха не выше 6°С, в котором осуществляется кратковременное хранение скомплектованной продукции бортового питания, помещенной в буфетно-кухонное оборудование (БКО).

3.12 спецификации авиакомпаний: Рационы бортового питания для конкретных авиакомпаний, оформленные документально.

Примечание — Термины «процесс производства (изготовления) пищевой продукции», «партия пищевой продукции», «скоропортящаяся пищевая продукция», «срок годности пищевой продукции», «прослеживаемость продукции» применяют в соответствии с определениями технического регламента [1].

4 Общие требования к предприятиям бортового питания

4.1 Предприятия бортового питания обеспечивают воздушные суда и иные виды транспорта продукцией бортового питания, а также необходимыми бортовыми посудой и инвентарем на основании договоров с авиакомпаниями и другими заказчиками.

4.2 Предприятия бортового питания рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях на территории и вблизи аэропортов, а также на расстоянии наибольшего приближения к стоянкам воздушных судов с учетом затрат времени на доставку продукции бортового питания не более одного часа.

4.3 Здания предприятий бортового питания должны соответствовать требованиям безопасности, установленным техническими регламентами [2], [3]. По критериям взрывопожарной и пожарной опасности здания предприятий бортового питания относят к категории «В».

Архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий и помещений предприятия бортового питания должны соответствовать действующим строительным нормам [4], [5].

4.4 Планировка производственных и иных помещений предприятий бортового питания должна обеспечивать:

— поточность технологических процессов и операций, исключающую встречные или перекрестные потоки пищевой продукции, отходов производства, готовой продукции, загрязненного и чистого инвентаря и персонала;

— предупреждение или минимизацию загрязнения воздуха, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;

— уборку, мойку производственных, складских и вспомогательных помещений, оборудования, инвентаря и пр.;

— возможность проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений и защиту от проникновения в них животных, в т.ч. грызунов и насекомых;

— техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования;

— защиту пищевой продукции от загрязнения, попадания в нее посторонних предметов, частиц, веществ;

— условия для хранения пищевой продукции, вспомогательных материалов, упаковки и готовой продукции бортового питания.

4.5 Предприятия бортового питания должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием по [6], [7], [8], в т.ч. иметь:

— средства естественной и механической вентиляции, количество и/или мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, образования конденсата, обеспечивать доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены;

— естественное и/или искусственное освещение;

— горячее и холодное водоснабжение;

Температура, влажность и освещенность производственных помещений должны соответствовать нормам, обеспечивающим сохранение пищевой продукции и продукции бортового питания по ГОСТ 30494.

В цехах комплектации продукции бортового питания при постоянном использовании систем кондиционирования воздуха рекомендуется поддерживать температуру воздуха не выше 15°С.

Допустимые уровни шума и вибрации в помещениях предприятия бортового питания должны соответствовать действующим санитарным нормам. Оптимальные эквивалентные уровни непостоянного звука не должны превышать 70 дБА.

4.6 Предприятия бортового питания следует оснащать современными очистными системами, в том числе жироуловителями, дымоуловителями, местными вытяжными вентиляционными системами с очистительными фильтрами над тепловым оборудованием. В процессе изготовления продукции бортового питания предприятия не должны оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

4.7 Территория, прилегающая к зданиям предприятий бортового питания, должна быть благоустроена и содержаться в чистоте. На предприятии должны соблюдаться требования к условиям хранения и удаления отходов производства (изготовления) продукции бортового питания согласно [1].

Источник