Инструкция машиниста подвижного состава

Инструкция машиниста подвижного состава

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОАО «РЖД», РАБОТАЮЩЕГО БЕЗ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА

Изменения внесены изготовителем базы данных

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными документами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для машиниста моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД», работающего без помощника машиниста при эксплуатации и техническом обслуживании по циклу ТО-1 (далее — ТО-1) моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД».

На основе настоящей Инструкции в моторвагонных депо (далее — депо) должны быть разработаны инструкции по охране труда для машиниста моторвагонного подвижного состава, работающего без помощника машиниста, с учетом выполняемых работ и специфики местных условий.

1.2. К работе машинистом моторвагонного подвижного состава, работающего без помощника машиниста (далее — машинист), допускаются машинисты, имеющие соответствующий класс квалификации и стаж работы, прошедшие в установленном порядке профессиональный отбор, профессиональное обучение, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, а также прошедшие установленным порядком инструктажи по охране труда, аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ), стажировку, дублирование, обучение и проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний правил работы в электроустановках.

1.3. Машинист, впервые принятый на работу или переведенный из подразделения в подразделение ОАО «РЖД» с существенным изменением характера работы в зимних условиях («первозимник»), должен проходить обучение по программе для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.

1.4. В процессе работы машинист обязан проходить обязательные периодические и предрейсовые медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты, противопожарные инструктажи, обучение по охране труда, электробезопасности, пожарно-техническому минимуму и оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, контрольные противопожарные и противоаварийные тренировки, очередные и внеочередные проверки знаний требований охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности.

1.5. Машинист, направляемый в командировку, должен проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования — вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.

1.6. Во время работы на машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы (подвижной состав и другие транспортные средства>;

подвижные части производственного оборудования (не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень электростатического поля;

повышенный уровень электромагнитного поля;

недостаток освещенности рабочей зоны;

возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей (при эксплуатации дизельного подвижного состава);

в) напряженность трудового процесса.

1.7. Машинист должен знать:

конструкцию моторвагонного подвижного состава (далее — МВПС), технологию производства работ, способы и безопасные приемы устранения неисправностей оборудования;

схемы электрических цепей МВПС, расположение электрических проводов, электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжением;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

перечень негабаритных мест;

место хранения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим, средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), первичных средств пожаротушения, сигнальных принадлежностей и инструмента;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности при эксплуатации МВПС;

порядок действий в случае пожара на МВПС, правила пользования первичными средствами пожаротушения и системами пожарной автоматики;

требования настоящей Инструкции.

1.8. Машинист в процессе работы обязан:

соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, установленные для выполняемой им работы;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

соблюдать технологию производства работ;

содержать в чистоте рабочее место;

использовать и своевременно применять спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья;

соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.9. При исполнении служебных обязанностей машинист должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках, предупредительный талон по охране труда, служебный формуляр с заключением машиниста-инструктора о допуске к работе без помощника машиниста.

1.10. Машинист МВПС относится к электротехническому персоналу, должен иметь права оперативно-ремонтного персонала и следующую группу по злектробезопасности:

машинист электропоезда — V группу;

машинист дизель — поезда (рельсового автобуса) — IV группу.

1.11. При проведении осмотра и технического обслуживания МВПС для защиты от загрязнений и иных производственных факторов машинист должен использовать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ. При управлении МВПС машинист должен использовать спецобувь.

Спецодежда, в том числе сигнальный жилет со световозвращающими полосами (далее — сигнальный жилет), должна быть застегнута на все пуговицы (молнии).

1.12. В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» машинист должен быть обеспечен следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ:

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми;

нарукавниками из полимерных материалов;

жилетом сигнальным 2 класса защиты.

При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно: противогазом фильтрующим.

Дополнительно в зимнее время:

комплектом для защиты от пониженных температур «Локомотив»;

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками;

рукавицами утепленными или перчатками утепленными или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими;

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапогами кожаными утепленными «Север» в III, IV и особом поясах или валенками (сапогами валяными) в III, IV и особом поясах;

галошами на валенки (сапогами валяными).

В особом поясе дополнительно:

Полушубок или полупальто на меховой подкладке.

1.13. Машинист должен соблюдать требования личной гигиены. Личную одежду машинист должен хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных.

Машинист должен следить за чистотой и исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в химчистку, стирку и ремонт.

Для защиты кожных покровов рук от воздействия дизельного топлива, мазута, смазочных материалов и воды для охлаждения дизеля машинист должен применять смывающие, защитные и обезвреживающие средства.

1.14. На территории станции, депо (ПТО, пункта оборота), при следовании к месту приемки МВПС машинист обязан:

проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, а также объявлений по громкоговорящей связи и сигналов оповещения;

следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта. Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

переходить смотровые канавы по переходным мостикам.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях машинист обязан соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетым в сигнальный жилет;

обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы, предупреждающие знаки;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть препятствия;

Читайте также:  Парацетамол для детей сироп инструкция курган

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии — под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением подвижного состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода — нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем;

Источник

Действия локомотивных бригад во внештатных ситуациях

Разъединение тормозных рукавов или другое нарушение целостности тормозной магистрали в составе по­езда. При выявлении разъединения тор­мозных рукавов локомотивная бригада обязана:

  • осмотреть рукава и соединения, при необходимости — заменить (сняв с хвосто­вого вагона или локомотива), убедившись, что номер хвостового вагона соответству­ет номеру, указанному в справке формы ВУ-45;
  • произвести сокращенное опробова­ние тормозов.

При выявлении нарушения целостно­сти тормозной магистрали поезда из-за неисправности тормозного оборудования вагонов и невозможности ее устранения локомотивная бригада обязана затребо­вать работников вагонного хозяйства для устранения неисправности, обязательно указав сколько осей у вагона, или по согла­сованию с ДНЦ заказать вспомогательный локомотив с хвоста поезда для вывода хво­стовой части с перегона. Если перекрыт концевой кран до неисправного вагона, необходимо закрепить хвостовую часть состава от неисправного вагона согласно норме закрепления.

Сход подвижного состава. При вы­явлении схода подвижного состава по­мощник машиниста обязан немедленно закрепить хвостовую часть поезда соглас­но нормам закрепления, оградить место схода согласно нормам ограждения и до­ложить машинисту поезда.

Машинист поезда, получив информа­цию о сходе подвижного состава, обязан включить красные огни буферных фона­рей, обеспечить установленным порядком ограждение поезда.

После личного осмотра места схода требуется доложить ДНЦ (ДСП) следую­щую информацию:

  • имеются ли человеческие жертвы;
  • наличие габарита по соседнему пути;
  • точные координаты места схода, ха­рактер местности, наличие подъездов к железнодорожному полотну;
  • количество сошедших единиц подвижного состава (есть ли сход локомоти­ва);
  • данные о состоянии контактной сети и опор контактной сети.
  • В дальнейшем необходимо руковод­ствоваться указаниями ДНЦ.

    Неисправность «толчок в пути». При обнаружении бокового, вертикального «толчка» в пути следования машинист по­езда обязан применить служебное тормо­жение и внимательно следить за состоя­нием подвижного состава до его полной остановки. Если при следовании с поездом обнаружена неисправность пути, непо­средственно создающая угрозу безопас­ности движения (излом рельса, размыв пути, обвал, снежный занос, выброс пути и т.д.), применить экстренное торможение, приняв все возможные меры для останов­ки поезда до опасного места.

    Немедленно сообщить по поездной ра­диосвязи машинистам вслед идущего или

    встречного поезда, ДСП, ограничивающим перегон, или ДНЦ по форме: «Внимание, внимание, слушайте все! Я машинист поезда №___ ,___ фамилия, на___ км__ пи­кете обнаружил «толчок» (боковой, верти­кальный, стук и т.д.) при скорости_ км/ч.

    Сведений о наличии габарита по соседне­му пути не имею (или габарит по соседне­му пути имеется)». Повторять информацию до получения подтверждения.

    После остановки пассажирского поезда совместно с начальником поезда произ­вести его осмотр. Осмотр других поездов производит машинист поезда.

    Если при осмотре поезда неисправно­сти локомотива, вагонов и пути под соста­вом не выявлены, после доклада ДСП о ре­зультатах осмотра разрешается движение со скоростью не более 20 км/ч. После про­следования опасного места всем составом следовать с установленной скоростью.

    ДСП, получив сообщение от машини­ста о наличии «толчка» в пути, обязан пре­кратить отправление попутных поездов на перегон по указанному пути, сообщить о «толчке» в пути машинистам поездов, от­правленных со станции ранее, и дорожно­му мастеру (бригадиру пути).

    Машинисты вслед идущих поездов, по­лучив информацию о «толчке», обязаны остановить поезд возле указанного места препятствия, убедиться в возможности дальнейшего следования и проследовать это место всем составом со скоростью, обеспечивающей безопасность движения поездов, но не более 20 км/ч.

    О всех выявленных на месте препят­ствия неисправностях сообщить по радио­связи машинистам вслед идущих поездов и ДСП, а при обнаружении неисправно­сти, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и возобновить движение только после устранения этой неисправно­сти работниками пути.

    Дорожный мастер (при его отсут­ствии — бригадир пути) выезжает на пере­гон на первом отправляемом со станции поезде и принимает все необходимые меры по устранению неисправности.

    Если причиной толчка послужили лоп­нувший рельс, размыв пути, обвал, выброс пути и другие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов, то даль­нейшее следование поезда по опасному месту разрешается только после осмотра данного места работником пути (должно

    стью не ниже бригадира) и с обязательной записью им в бланке ДУ-61 о возможности проследовать опасное место с указанием скорости движения.

    При остановке поезда у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению бригадира пути (запись в бланке пред­упреждения на поезд ДУ-61) возможно пропустить поезд, по нему разрешается пропустить только один первый поезд. По лопнувшему рельсу в пределах моста или тоннеля пропуск поездов во всех случаях запрещается.

    В случае возникновения препятствия (размыв пути, обвал, снежный занос, раз­валившийся груз и т.д.) по соседнему пути машинист должен подавать сигнал общей тревоги (один длинный и три коротких) и организовать его ограждение.

    Машинист поезда, обнаруживший неис­правность пути, при неисправности радио­связи обязан принять все возможные меры для передачи соответствующей информа­ции ДСП (ДНЦ). В исключительных случаях разрешается использовать сотовую связь.

    Недостаточный тормозной эффект (отказ автотормозов).

    В случае выявле­ния неудовлетворительной работы автотор­мозов в пути следования, недостаточного тормозного эффекта (после первой ступени торможения начальный эффект не был по­лучен в пассажирском поезде или МВПС в течение 10 с, в грузовом порожнем поезде длиной до 400 осей и грузопассажирском — в течение 20 с, в остальных грузовых поез­дах — в течение 30 с) машинист обязан при­менить экстренное торможение и принять все возможные меры к остановке поезда.

    Экстренное торможение применяется также, когда при проверке действия авто­тормозов выявлено неполучение требуе­мого тормозного эффекта на расстоянии, установленном местными инструкциями для снижения скорости на 10 км/в грузо­вом, грузопассажирском, пассажирском поезде, МВПС, а также одиночном локомо­тиве

    При отсутствии тормозного эффекта после применения экстренного торможе­ния машинист обязан принять все меры к остановке поезда:

  • перевести кран двойной тяги в поло­жение экстренного торможения;
  • привести в действие стоп-кран, кнопки клапанов экстренной разрядки, краны экстренного торможения;
  • Вызвать автостопное торможение, для чего необходимо:
  • выключить ЭПК и включить его без нажатия на кнопку РБ;
  • выключить ЭПК при отсутствии дав­ления в тормозных цилиндрах или им­пульсной магистрали на локомотиве, обо­рудованном устройством КОН;
  • На локомотивах, оборудованных элек­трическим торможением, применить его, отпустив при этом локомотивный тормоз. Не допускается одновременное приме­нение пневматического и электрического торможения на электровозах и тепловозах в случаях, не предусмотренных схемой ло­комотива.
  • В пассажирском поезде надо передать по радиосвязи требование начальнику по­езда о необходимости приведения в дей­ствие стоп-кранов и ручных тормозов со­става, а при невозможности связаться по радиосвязи — подавать сигнал «три длин­ных» (требование работникам поездной бригады привести в действие ручные тор­моза состава).
  • При безуспешности попытки остано­вить поезд необходимо подавать сигнал общей тревоги и по поездной радиосвязи дополнительно сообщить ДСП (ДНЦ) впе­реди находящейся станции о случившем­ся по форме: «Внимание, внимание, слушайте все! Я машинист поезда №__ ,___фамилия, следую по____ перегону, ____км, отказали тормоза. Примите меры». Повторять данное сообщение через 12 — 15 с до получения ответа от ДСП (ДНЦ).

    После остановки поезда машинист обя­зан:

  • зафиксировать кран вспомогатель­ного тормоза в крайнем тормозном поло­жении и установить его на фиксатор;
  • установленным порядком доложить ДСП (ДНЦ) ближайшей станции, а также машинистам вслед идущих и встречных поездов о причине остановки по форме: «Внимание, внимание, слушайте все! Я машинист поезда № ___ , __ фамилия,остановился на_ км,___ пикете,___ пути,перегона__ , вследствие неудовлетвори­тельной работы автотормозов, габарит по соседнему пути имеется, будьте бдитель­ны!». Повторять информацию до получе­ния ответа.
  • Для выяснения причины неудовлетво­рительной работы автотормозов после их зарядки выполнить ступень торможения и отправить помощника машиниста для про­верки действия тормозов у каждого вагона в составе поезда.
  • Если по резуль­татам данной проверки причина неудов­летворительной работы автотормозов не выявлена, заявить ДНЦ непосредственно или через ДСП о необходимости прове­дения контрольной проверки тормозов.
  • С учетом профиля пути и обеспечения без­опасности движения машинист и ДНЦ со­вместно определяют станцию, на которой будет проводиться контрольная провер­ка, и порядок следования поезда до этой станции на основе регистрируемого при­каза, передаваемого машинисту по по­ездной радиосвязи. Контрольная проверка тормозов осуществляется совместно ра­ботниками локомотивного, вагонного или пассажирского хозяйств.
  • При следовании поезда до станции ма­шинист обязан:
  • при зеленом огне светофора следо­вать со скоростью не более 40 км/ч;
  • при желтом показании светофора следовать со скоростью не более 20 км/ч;
  • при следовании к светофору с запре­щающим показанием остановить поезд на расстоянии 400 — 500 м до светофора с последующим его подтягиванием со ско­ростью не более 5 км/ч.
  • Читайте также:  Бритва xiaomi soocas инструкция

    В случае, когда выявленную причину от­каза автотормозов устранить невозможно, локомотивная бригада обязана:

    • закрепить поезд от ухода тормозны­ми башмаками;
    • при необходимости привести в дей­ствие ручные тормоза; дальнейший поря­док вывода поезда с перегона определять совместнос ДНЦ.

    Поезд для обеспечения тормозным на­жатием, достаточным для безопасного вывода с перегона, может выводиться при помощи нескольких локомотивов с при­цепкой их к поезду либо по частям. Каждая выводимая с перегона часть поезда долж­на быть обеспечена тормозным нажатием, обеспечивающим безопасность движения.

    Движение навстречу потерявше­го управление тормозами поезда или ушедшего со станции подвижного со­става.

    После получения сообщения от ДСП (ДНЦ) о следовании встречного по­езда, потерявшего управление тормозами (подвижного состава, ушедшего со стан­ции) машинист обязан немедленно оста­новить поезд экстренным торможением. Одновременно необходимо подтвердить полученное сообщение и уточнить время ухода состава навстречу. В зависимости от поездной обстановки по радиосвязи сообщить ДСП (ДНЦ), ограничивающих перегон, и машинистам встречных и попут­ных поездов, находящихся на перегоне, о месте остановки.

    При следовании с пассажирским по­ездом после остановки необходимо дать команду о приведении в действие ручных тормозов и на эвакуацию пассажиров, отцепить локомотив от заторможенного состава и отъехать от него на возможно большее расстояние. В зависимости от си­туации, по радиосвязи сообщить поездно­му диспетчеру или дежурному по станции о принятых мерах.

    Источник

    Должностная инструкция машиниста электропоезда

    «______» _______________ 20___ г.

    Машиниста электропоезда

    1. Общие положения

    1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста электропоезда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

    1.2. Машинист электропоезда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

    1.3. Машинист электропоезда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

    1.4. На должность машиниста электропоезда назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку, свидетельство на право управления электропоездом и стаж работы не менее 1 года.

    1.5. В практической деятельности машинист электропоезда должен руководствоваться:

    • законами РФ в области гражданского и трудового права;
    • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
    • Уставом организации;
    • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

    1.6. Машинист электропоезда должен знать:

    • устройство, технические характеристики электропоезда;
    • порядок содержания и ухода за электропоездом в процессе эксплуатации;
    • устройство и технологию управления тормозами;
    • профиль железнодорожного пути;
    • путевые знаки на обслуживаемом участке;
    • схемы железнодорожных путей;
    • правила сцепки и расцепки подвижного состава;
    • инструкцию по техническому обслуживанию электропоездов в процессе эксплуатации;
    • основные режимы экономного расходования электроэнергии;
    • способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического и механического оборудования электропоезда;
    • правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
    • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
    • инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
    • основные требования, предъявляемые к перевозке пассажиров;
    • порядок действия в нестандартных ситуациях;
    • техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
    • порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи;
    • правила пользования тормозными башмаками;
    • график движения поездов;
    • основы электротехники.

    1.7. В период временного отсутствия машиниста электропоезда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

    2. Должностные обязанности

    Машинист электропоезда осуществляет следующие трудовые функции:

    2.1. Управление электропоездом, ведение его с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути с точным соблюдением графика движения.

    2.2. Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров, сохранности подвижного состава.

    2.3. Обеспечение рациональных режимов ведения электропоезда при минимальном расходовании электроэнергии.

    2.4. Приемка и сдача электропоезда: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов и оборудования радиосвязи.

    2.5. Подготовка электропоезда к работе и его экипировка.

    2.6. Проверка работоспособности и правильности регулировки тормозного оборудования электропоезда.

    2.7. Включение и выключение освещения, отопления и вентиляции в электропоездах.

    2.8. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их.

    2.9. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам.

    2.10. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом.

    2.11. Техническое обслуживание электропоезда в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для машиниста электропоезда.

    2.12. Контроль по приборам за работой в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи.

    2.13. Обеспечение плавности хода поезда, безопасности при посадке, высадке, перевозке пассажиров.

    2.14. Принятие экстренных мер по предотвращению аварийных ситуаций при получении сведений о фактах, угрожающих безопасности движения поезда.

    2.15. Проверка состояния механической части электропоезда, буксовых узлов, колесных пар на конечных станциях.

    2.16. Устранение неисправностей на электропоезде, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения – принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого поездом, обеспечивая его безопасное передвижение.

    2.17. Применение экстренного торможения для остановки электропоезда при внезапном возникновении препятствия или внезапной подаче сигнала остановки.

    2.18. При работе без помощника машиниста электропоезда выполнение его функций, согласно инструкции.

    2.19. Руководство работой рабочих, обслуживающих электропоезд в эксплуатации, контроль за их действиями при выполнении служебных обязанностей.

    2.20. Обучение помощника машиниста электропоезда, а также лиц, проходящих стажировку по профессии “помощник машиниста электропоезда”, рациональным методам и приемам содержания, обслуживания и управления электропоездом.

    В случае служебной необходимости машинист электропоезда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

    3. Права

    Машинист электропоезда имеет право:

    3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

    3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

    3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

    3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

    3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

    4. Ответственность и оценка деятельности

    4.1. Машинист электропоезда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

    Читайте также:  Feeding hybrids удобрение инструкция

    4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

    4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

    4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

    4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

    4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

    4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

    4.2. Оценка работы машиниста электропоезда осуществляется:

    4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

    4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

    4.3. Основным критерием оценки работы машиниста электропоезда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

    5. Условия работы

    5.1. Режим работы машиниста электропоезда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

    5.2. В связи с производственной необходимостью машинист электропоезда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

    С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

    Источник

    Prom-Nadzor.ru

    Вы здесь

    Должностная инструкция машиниста тепловоза

    [организационно-правовая форма,
    наименование организации, предприятия]

    [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
    должностного лица, уполномоченного утверждать
    должностную инструкцию]

    [число, месяц, год]

    Должностная инструкция машиниста тепловоза [наименование организации]

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298) и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Машинист тепловоза [наименование организации] относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется приказом руководителя [наименование организации].

    1.2. На должность машиниста тепловоза назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, с опытом работы по специальности не менее [вписать нужное], прошедшее предварительный медицинский осмотр и не имеющее противопоказаний к выполнению работы.

    1.3. Машинист тепловоза непосредственно подчиняется [вписать нужное].

    1.4. Машинист тепловоза должен знать:

    — назначение тепловоза, его устройство, основные виды неисправностей и повреждений;

    — правила подготовки тепловоза к поездке;

    — правила приемки, обслуживания тепловоза;

    — порядок осмотра и сдачи тепловоза;

    — классификацию видов осмотра и ремонта тепловоза и их характеристики;

    — виды и объем ремонта тепловоза;

    — правила ТБ и ПБ;

    — правила и нормы охраны труда.

    1.5. До допуска к самостоятельной работе машинист тепловоза должен пройти:

    — первичный инструктаж на рабочем месте;

    — проверку знаний инструкции по охране труда;

    — проверку знаний инструкции по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования;

    — проверку знаний инструкции по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ;

    — проверку знаний ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим и членом бригады в объеме, соответствующем обязанности ответственных лиц ПТБ;

    — обучение по программам подготовки по профессии.

    1.6. Машинист тепловоза в процессе работы обязан проходить:

    — повторные инструктажи — не реже [вписать нужное];

    — проверку знаний инструкции по охране труда и действующей инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования [указать срок];

    — медицинский осмотр — [указать срок];

    — проверку знаний по ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим или членом бригады — [указать срок].

    2. Должностные обязанности

    2.1. На машиниста тепловоза возлагаются следующие обязанности:

    2.1.1. Управление тепловозом, регулирование скорости движения в зависимости от профиля пути и веса состава, наблюдение за сигналами, состоянием состава и путей, контактной сети, положением стрелочных переводов, показаниями контрольно-измерительных приборов и др., организация и выполнение маневровых работ;

    2.1.2. Управление тяговым агрегатом, состоящим из электровоза управления и двух обмоторенных думпкаров или электровоза управления, дизельной секции и обмоторенного думпкара, проверка правильности и надежности сцепления тягового агрегата с первым вагоном (думпкаром, платформой) или другим транспортным средством, устранение неисправностей в работе тягового агрегата.

    2.1.3. Подготовка тепловоза к поездке.

    2.1.4. Обслуживание его во время следования, на стоянках.

    2.1.5. Наблюдение за работой тепловоза.

    2.1.6. Произведение необходимого служебного ремонта.

    2.1.7. Подготовка для сдачи в депо.

    2.1.8. Определение рационального режима движения поезда.

    2.1.9. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационным локомотивным депо, пунктам явки и смены локомотивных бригад, машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих данный участок.

    2.1.10. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления тепловозом и свидетельства о присвоении класса квалификации в отдел кадров локомотивного депо, удостоверение о допуске к работам на электроустановках, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры машиниста, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движений поездов, режимные карты.

    2.1.11. В случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить в пожарную охрану и принять меры к ликвидации пожара и эвакуации пассажиров, и действовать в соответствии с инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе железнодорожного транспорта.

    2.1.12. Обо всех неисправностях тепловоза, выявленных при эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

    2.1.13. Проходить медицинский осмотр в пунктах оборота и после поездки, если такой порядок установлен железной дорогой.

    2.1.14. Повышать свою квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по вопросам вождения тепловозов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания тепловозов.

    2.1.15. Подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо — не реже [вписать нужное].

    2.1.16. Выполнение других родственных по содержанию обязанностей.

    3. Права

    3.1. Машинист тепловоза имеет право:

    3.1.1. Отказаться от выезда из депо, если в соответствии с правилами текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов тепловоз имеет неисправности, которые влекут за собой невозможность его эксплуатации.

    3.1.2. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

    3.1.3. Пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей.

    3.1.4. Пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов.

    3.1.5. Делать запись в формуляре помощника машиниста тепловоза, работающего в его локомотивной бригаде, о выявленных нарушениях и замечаниях при выполнении им должностных обязанностей.

    3.1.6. В случае неисправности тепловоза и вынужденной остановки поезда на перегоне или станции привлекать работников других служб для быстрейшего восстановления движения.

    3.1.7. Обращаться к должностным лицам [указать наименование организации] с предложениями по совершенствованию работы.

    3.1.8. Не выполнять указания руководителей эксплуатационного локомотивного депо, других причастных к организации поездной и маневровой работе руководителей и должностных лиц, если они противоречат нормативным документам по безопасности движения, с последующей обязательной записью в книге замечаний машиниста и письменного рапорта начальнику эксплуатационного локомотивного депо.

    3.1.9. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

    3.1.10. Докладывать руководителю предприятия или его заместителям обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

    3.1.11. Принимать решения в рамках своей компетенции.

    3.1.12. Требовать от руководителя организации содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

    3.1.13. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

    3.1.14. Своевременно получать информацию в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей.

    4. Ответственность

    4.1. Машинист тепловоза несет ответственность за:

    — техническое состояние паровоза и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования паровоза;

    — неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

    — совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

    — причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Adblock
    detector