Меню

Должностная инструкция для водителя автобуса предприятия

Должностная инструкция для водителя автобуса предприятия

водителя автобуса (лица, управляющего автобусом)

(Пункты могут быть изменены применительно к работе вашей организации)

1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах в организации.

2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а также все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

3. Водитель должен знать:

  • Правила дорожного движения, административную ответственность за их нарушение;
  • Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);
  • Инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
  • Обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а также расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования;
  • Расположение конечных станций маршрутов;
  • Особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях;
  • Режимы труда и отдыха водителей автобуса;
  • Правила перевозки пассажиров и багажа;
  • Правила содержания автобуса, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.);
  • Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автобуса;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и нормы охраны труда.

1. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2. Перед выходом на маршрут проверить:

  • Внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • Состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • Исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • Работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • Укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • Наличие и состояние указателей маршрута.

3. Перед выездом на линию убедиться в полноте и правильности заполнения всех реквизитов путевого листа, выезжать из гаража (со стоянки) только по правильно оформленным путевым листам.

4. Проверять техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, подписывать путевой лист у механика (или ответственного за техническое состояние или эксплуатацию) о технически исправном состоянии автобуса.

5. Проходить ежедневный предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр.

6. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а также в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо о невозможности выхода на линию.

7. Водитель автобуса на линии обязан:

  • Иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • Аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • На остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • Безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • В случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • По прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • В случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • При перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

8. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • Объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • На остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • На конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

9. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

10. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

11. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

12. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

13. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

14. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

15. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

16. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

17. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

18. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

19. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

20. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • Произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • На междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

21. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

22. По прибытию автобуса в парк:

  • Проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • Произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • В случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • Сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • Зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а также свои предложения по их устранению.

1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

2. Прекратить (с немедленным уведомлением руководителя) эксплуатацию автобуса в случае его неисправности и при несоответствии применяемых горюче-смазочных материалов и запасных частей техническим условиям

3. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.

1. Водитель автобуса несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;
  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;
  • Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;
  • Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;
  • Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, правил дорожного движения, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;
  • Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

Источник



Должностная инструкция водителя автобуса

Формально критерии трудового договора, описанные в ст. 57 ТК, не требуют от нанимателя дополнительно разъяснять его содержимое. Но на практике работодателю выгодно подробно расписать обязанности сотрудника, его возможную ответственность и предоставленные ему права, чтобы облегчить для него трудовые процессы. Именно для этого и требуется должностная инструкция (в данном случае — водителя автобуса).

Читайте также:  Невролог таблетки инструкция отзывы

Образец должностной инструкции водителя автобуса

1. Общий раздел

  1. Водитель автобуса подчиняется руководителю службы движения.
  2. Кандидат на эту работу обязан соответствовать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее либо средне-специальное образование;
    • успешно пройденный медицинский осмотр;
    • водительский опыт от 1 года;
    • права категории «Д».
  3. Во время отсутствия водителя (отпуск, болезнь либо командировка) его обязанности по управлению автобусом переходят к другому шоферу, назначенному руководителем службы движения.
  4. Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с неё руководителем транспортного предприятия, по рекомендации начальника службы движения.
  5. При трудоустройстве водитель должен пройти инструктаж по параметрам охраны труда и повторять его с периодичностью раз в квартал.
  6. Водитель обязан с установленной периодичностью проходить текущие и профилактические медосмотры.
  7. Водитель автобуса обязан понимать следующие моменты:
    • действующие ПДД, а также административные нормы, регулирующие перевозки пассажиров;
    • устройство автобуса и правила его эксплуатации;
    • принципы работы устройств автобуса;
    • нормативы расходования топлива и других ингредиентов;
    • стандарты работы с соответствующей документацией (графиком движения, путевыми листами и пр.);
    • сезонные особенности эксплуатации автобуса;
    • параметры, по которым производится оценка качества выполняемой им работы;
    • особенности основных марок автобусов;
    • правила приема платы от пассажиров;
    • трассы маршрута, остановки, трафик движения, опасные участки;
    • правила текущего устранения неисправностей;
    • правила подготовки автобуса к выезду на трассу;
    • нормативы ухода за автобусом и шоферским местом;
    • правила заправки топливом, ГСМ и другими ингредиентами.
    • стандарты обслуживания автобуса в гараже;
    • правила эксплуатации электронного оборудования (автоинформатора, системы связи с диспетчером и пр.);
    • правила действий при ДТП и других чрезвычайных ситуациях;
    • параметры трудовой дисциплины, охраны труда, пожарной и технической безопасности.
  8. Водитель автобуса руководствуется:
    • действующими административными актами и законодательными нормами;
    • стандартами ПДД;
    • документами предприятия;
    • параграфами этой инструкции.

2. Функции

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно получить путевой лист, график движения; проставить подпись в путевом журнале.
  2. Проверять в установленном порядке готовность автобуса и его составляющих к эксплуатации.
  3. При движении соблюдать порядок остановок.
  4. Руководствоваться на маршруте приказами диспетчеров.
  5. Соблюдать нормы скорости при движении у остановки.
  6. Своевременно открывать и закрывать двери.
  7. Следить за движением потока пассажиров.
  8. Придерживаться норм корректности при взаимодействии с пассажирами.
  9. Своевременно обеспечивать заправку автобуса горючим и другими необходимыми веществами.
  10. Оперативно устранять мелкие неисправности в пределах своих знаний.
  11. Контролировать замену дефектных и изношенных частей.
  12. В положенном порядке делать объявления для пассажиров.
  13. Участвовать в текущем ремонте автобуса.
  14. Строго придерживаться графика движения, не отклоняясь по времени более, чем на 2 минуты (по опозданию либо нагону).
  15. Сдавать забытые в салоне вещи диспетчеру, с соблюдением предписанных стандартов.
  16. В конце смены сдавать выручку диспетчеру в установленном порядке.
  17. Сдавать автобус на проверку после окончания смены.
  18. Соблюдать нормативы ПДД, пожарной и технической безопасности, правила трудовой дисциплины.
  19. Участвовать в подготовке к работе водителей-стажеров.
  20. Корректно заполнять требуемую документацию.
  21. Вызывать техническую помощь в случае обнаружения серьезной неисправности.

3. Ответственность

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

  1. За нарушения ПДД, законов, нормативных актов — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  2. За неисполнение закрепленных в инструкции и трудовом договоре должностных обязанностей — в порядке, определенном правилами предприятия и нормами действующего законодательства.
  3. За материальный ущерб, полученный предприятием по его вине, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.

4. Права

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

5. Условия труда

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

Специфика составления должностной инструкции

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

Общие положения

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Функции

Данная часть инструкции отвечает за детальное перечисление должностных обязанностей. Сюда входят как основные обязанности водителя — перевозка, эксплуатация транспортного средства — так и второстепенные, зависящие от специфики конкретного работодателя. Отдельно упоминают функции по соблюдению норм охраны труда, технической и пожарной безопасности.

Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.

Ответственность

Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.

Права

Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.

Условия труда

Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.

Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.

Источник

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Зарплата

Оплата труда в Москве водителя автобуса намного выше, чем в маленьких городах нашей страны, но при этом, если смотреть на общий уровень жизни и развитости инфраструктуры, средние показатели практически одинаковые. Все зависит от того, на каких рейсах работает сотрудник, в какой фирме, и какой ряд услуг он предоставляет.

работа водителем автобуса в москве

Помимо основной ставки, сотрудник также может получать дополнительный доход, если его смены выпадали на ночное время, выходные или праздничные дни. Стоит отметить, что в нашей стране большинство водителей автобуса уже предпенсионного возраста, поэтому очень скоро актуальность этой профессии может стать намного выше, чем сейчас. Поэтому транспортные компании стараются привлечь как можно больше молодых специалистов к обучению в этой сфере.

Обязанности

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

водитель автобуса график

Работник должен сообщать пассажирам о пунктах остановок и о том, как должна осуществляться оплата проезда. Кроме того, сотрудник должен обеспечить удобный выход через передние двери автобуса для инвалидов, детей до десяти лет, матерей с малышами и беременных женщин. Водитель автобуса должен контролировать, чтобы люди придерживались правил использования общественного городского транспорта. Начинать дальнейший путь он может только после того, как убедится, что все пассажиры вышли и зашли в транспорт, а двери автобуса закрылись.

Читайте также:  Дезон антисептик салфетки инструкция

Ответственность

Водитель несет ответственность:

  1. За нарушение трудового распорядка, за опоздание на работу, не выход на нее.
  2. За подвергание пассажиров и пешеходов опасности. А также за грубое обращение с ними без ведомой на то причины.
  3. За несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута.
  4. За несоответствие денежных средств на конец смены и проданных билетов, при отсутствии кондуктора.
  5. За перерасход топлива, использование транспорта в своих личных целях.
  6. За работу без водительского удостоверения.
  7. За неправильное оформление или отсутствие сдачи отчетной документации.
  8. За нарушение правил безопасности и нарушение правил дорожного движения.
  9. За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей или полный отказ от них.
  10. За возврат транспортного средства на стоянку без причин, в неположенное для этого время.
  11. За совершение всех действия того лица, которое находилось в кабине водителя или на его рабочем месте. Кроме уполномоченных на это лиц.

Знания

В последнее время вакансии водителя автобуса включают в себя требования о необходимости знания нескольких иностранных языков. Помимо этого, у работника должны быть хорошие технические знания, включая все оборудование в доверенном ему транспорте и умение правильно его использовать на практике. Чаще всего, от сотрудников требуется, чтобы они знали и умели устранять незначительные поломки автобуса самостоятельно. Поскольку технический аспект автобусов все время развивается и совершенствуется, специалист должен постоянно повышать свой уровень квалификации.

Требования к безопасности на рабочем месте

На рабочем месте необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. Использовать средства коллективной и индивидуальной защиты при неблагоприятных условиях труда.
  2. При возникновении ситуации, которая приводит к созданию угрозы для жизни или здоровья людей, обязательно сообщить начальству и действовать строго по инструкциям.
  3. В темное время обязательно нужно включать освещение салона автобуса и автомобильные фары.
  4. При возникновении возгораний или задымленности в автобусе, действовать строго по правилам пожарной безопасности, а в первую очередь нужно эвакуировать всех пассажиров.
  5. При нахождении в зоне ремонта, не совершать никаких действий без ведома и разрешения мастера.

Общие положения

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Водитель автобуса должен знать:

— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

— правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Законодательная база

Деятельность по осуществлению перевозок людей наземным транспортом регулируется Федеральным Законом № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Он был принят сравнительно недавно, в июле 2015 года и внес ряд изменений в уже существующую регламентирующую данную область базу.

Федеральный акт дает определение основным понятиям в области перевозок пассажиров, регламентирует организацию перевозок по межрегиональным и муниципальным маршрутам, устанавливает требования к объектам транспортной инфраструктуры и устанавливает контроль за правильным осуществлением перевозок.

Этот документ является основным специальным правовым актом в сфере деятельности по перевозке людей автобусами. На его основе изданы ряд постановлений субъектами страны, регулирующие деятельность перевозчиков на местах и включающие некоторые особенности, связанные регионом работы транспорта. Помимо этого, на основе трудового и специального законодательства каждым муниципалитетом должна быть принята должностная инструкция водителей автобусов, устанавливающая права, обязанности и ответственность работников на местах.

Права

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

Другие обязанности

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

типовая инструкция водителю автобуса

Прибыв туда, он должен сдать автобус мастеру и также получить роспись в путевом листе. Потом ему нужно направиться в кассу и сдать вырученную сумму, согласно проданным билетам.

Водитель автобуса график должен соблюдать неукоснительно, поддерживать порядок в кабине, если от высшего руководства или диспетчера поступают указания, он их выполняет согласно инструкции. Если температура на улице ниже положенной, водитель должен включать отопительную систему в салоне. Во время всего следования маршрута он обязан соблюдать правила дорожного движения, стандарты перевозки багажа и пассажиров, а также другие правила, указанные в должностной инструкции.

Оценка работы

При оценке работы водителя автобуса учитывается:

  1. Соблюдение работником графика работы, отсутствие опозданий и явок на рабочее место в нетрезвом виде.
  2. Отсутствие выговоров и замечаний, а также нарушений правил дорожного движения.
  3. Водитель полностью укладывается в предоставленный маршрут и график, во время совершает все остановки, его автобус всегда прибывает на все пункты по расписанию.
  4. Общение с пассажирами, вежливые ответы на вопросы.
  5. Транспорт, закрепленный за водителем, редко ломается, так как он ежедневно проводит его осмотр, а при обнаружении каких-либо поломок, может самостоятельно и оперативно устранить их.
  6. Умение быстро реагировать во время происшествия чрезвычайных ситуаций, действие по инструкциям, применение их на практике.
  7. Сохранность внешнего вида автобуса в надлежащем виде.
  8. Умение водить транспорт в любых погодных условиях, виртуозность вождения на сложных участках дороги.

Должностная инструкция является важным документом, поэтому с ней обязательно нужно ознакомиться. В ней находятся ответы на все вопросы, так она составлена с учетом всех моментов, которые могут затрагиваться при работе. Также сотрудник может предложить вносить коррективы в инструкцию, если на его усмотрение, если в ней присутствуют какие-то неточности, руководство обязательно примет такое предложение в рассмотрение.

Данное видео поможет взглянуть на профессию водителя автобуса изнутри, чтобы узнать все тонкости и особенности такой работы.

Другие функции

Водитель должен вежливо обращаться со своими пассажирами и останавливать транспортное средство, если об этом его просит кондуктор, пассажиры, полиция и другие органы, выполняющие контроль в соответствии с правилами дорожного движения. Он должен включать полное освещение салона во время вечерних и ночных рейсов.

должностная водителя автобуса

Если водитель был вынужден осуществить длительную остановку, то он обязан предупредить об этом диспетчера либо же, если таковой возможности нет, передать информацию через водителя следующего автобуса, который едет по тому же маршруту. Каждый раз, когда водитель по маршруту осуществляет оборотный рейс, он должен проверять состояние шин в автобусе, крепления колес. Также он проверяет салон и отсеки автобуса, чтобы там не находились посторонние предметы. Если же такие были выявлены, и они выглядят подозрительно, то он должен действовать согласно инструкции по предупреждению террористических актов. Вещи, которые не представляют опасности, работник должен в конце маршрута сдать диспетчеру.

Читайте также:  Маникюр пошаговая инструкция наращивания

Источник

Водитель автобуса

водителя автобуса (лица, управляющего автобусом)

(Пункты могут быть изменены применительно к работе вашей организации)

1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах в организации.

2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а также все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

3. Водитель должен знать:

  • Правила дорожного движения, административную ответственность за их нарушение;
  • Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);
  • Инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
  • Обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а также расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования;
  • Расположение конечных станций маршрутов;
  • Особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях;
  • Режимы труда и отдыха водителей автобуса;
  • Правила перевозки пассажиров и багажа;
  • Правила содержания автобуса, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.);
  • Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автобуса;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и нормы охраны труда.

1. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2. Перед выходом на маршрут проверить:

  • Внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • Состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • Исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • Работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • Укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • Наличие и состояние указателей маршрута.

3. Перед выездом на линию убедиться в полноте и правильности заполнения всех реквизитов путевого листа, выезжать из гаража (со стоянки) только по правильно оформленным путевым листам.

4. Проверять техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, подписывать путевой лист у механика (или ответственного за техническое состояние или эксплуатацию) о технически исправном состоянии автобуса.

5. Проходить ежедневный предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр.

6. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а также в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо о невозможности выхода на линию.

7. Водитель автобуса на линии обязан:

  • Иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • Аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • На остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • Безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • В случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • По прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • В случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • При перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

8. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • Объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • На остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • На конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

9. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

10. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

11. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

12. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

13. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

14. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

15. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

16. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

17. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

18. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

19. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

20. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • Произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • На междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

21. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

22. По прибытию автобуса в парк:

  • Проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • Произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • В случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • Сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • Зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а также свои предложения по их устранению.

1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

2. Прекратить (с немедленным уведомлением руководителя) эксплуатацию автобуса в случае его неисправности и при несоответствии применяемых горюче-смазочных материалов и запасных частей техническим условиям

3. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.

1. Водитель автобуса несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;
  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;
  • Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;
  • Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;
  • Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, правил дорожного движения, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;
  • Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

Источник